На протяжении 2013 года (по состоянию на 30 сентября 2013 года) в Федеральный закон от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов") дважды вносились изменения:
1) Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса РФ" (далее - Федеральный закон от 04.03.2013 N 22-ФЗ);
2) Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 02.07.2013 N 186-ФЗ).
При этом череда вносимых изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Федеральным законом от 04.03.2013 N 22-ФЗ была определена в три этапа:
1-й этап - 15 марта 2013 года.
2-й этап - 1 июля 2013 года.
3-й этап - 1 января 2014 года.
Изменения, внесенные в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" Федеральным законом от 02.07.2013 N 186-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2014 года.
В то же время отдельные положения Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ, в частности, вносящие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Арбитражный процессуальный кодекс РФ, вступают в силу со дня его официального опубликования. Учитывая, что датой первой публикации Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ является дата его публикации в "Собрании законодательства РФ" - 08.07.2013, N 27, ст.3478, соответственно указанные выше положения вступили в силу с 8 июля 2013 года.
Общий характер измененных требований промышленной безопасности
Общий анализ изменений, произошедших в Федеральном законе от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также иных нормативных правовых актов, связанных с реализацией требований указанного Федерального закона за последние два года, позволяет сделать следующие выводы:
- пополняется перечень понятийного аппарата, а также корректируются некоторые понятия в области промышленной безопасности;
- устанавливается классификация опасных производственных объектов;
- на законодательном уровне вводится ответственность руководителя организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, за идентификацию ОПО - полноту и достоверность представляемых сведений;
- определяется возможность и порядок обоснования безопасности опасного производственного объекта, устанавливающего соответствующие требования промышленной безопасности;
- дополняется перечень отношений, который регламентируют федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности;
- пересматриваются требования к техническим устройствам, применяемым на опасном производственном объекте, связанные, прежде всего, с приведением в соответствие с требованиями законодательства о техническом регулировании;
- пересматриваются требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта;
- пересматриваются (причем неоднократно) требования в части лицензирования деятельности в области промышленной безопасности;
- дополняются требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта;
- дополняются требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте;
- пересматриваются требования к производственному контролю за соблюдением требований промышленной безопасности: устанавливается обязанность по представлению сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности; определяются требования к форме представления указанных сведений и срокам их представления; для организаций, эксплуатирующих ОПО I и II классов опасности, устанавливается обязанность создавать системы управления промышленной безопасностью; определяются требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью;
- дополняются требования к техническому расследованию причин аварии;
- дополняются и ужесточаются требования по экспертизе промышленной безопасности: пересматриваются объекты экспертизы промышленной безопасности; вводятся запрещающие и ограничивающие нормы; определяются обязанности руководителя организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности и экспертов в области промышленной безопасности;
- пересматриваются требования по разработке декларации промышленной безопасности;
- пересматриваются требования к порядку проведения федерального государственного надзора в области промышленной безопасности: в отношении ОПО IV класса опасности плановые проверки не проводятся; пересматривается периодичность проведения плановых проверок в зависимости от класса опасности ОПО;
- устанавливается режим постоянного государственного надзора, перечень эксплуатируемых опасных производственных объектов, в отношении которых вводится такой режим, и порядок его осуществления;
- вносятся изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс РФ в части установления ответственности за нарушения в области промышленной безопасности;