133. Заявители имеют право на обжалование решений и действий или бездействия должностных лиц ФМС России и ее территориальных органов в досудебном порядке.
134. Информация о порядке подачи и рассмотрения жалобы размещается:
на официальных сайтах ФМС России и территориальных органов, на Едином портале;
непосредственно в помещениях уполномоченного подразделения и территориальных органов;
в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг;
на информационных стендах уполномоченного подразделения и территориальных органов.
135. В досудебном порядке граждане могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц по подведомственности:
подразделений территориальных органов - в соответствующие территориальные органы;
территориальных органов - в ФМС России;
уполномоченного подразделения - руководителю ФМС России.
136. Заявители имеют право обратиться с жалобой:
лично (устно);
направить письменную жалобу на бумажном носителе по почте;
с использованием официального сайта;
с использованием Единого портала;
через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
137. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:
нарушение срока регистрации анкеты;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
отказ ФМС России (в пределах компетенции), территориального органа или должностного лица, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданной визе либо нарушение установленного срока таких исправлений.
138. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
139. Жалоба должна содержать следующую информацию:
наименование органа, предоставляющего государственную услугу, либо должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;