БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

     

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 25 октября 2012 года N 16-5/10/2-3238

[Методические рекомендации "Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб"]



Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет для использования в работе методические рекомендации "Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и специализированных служб", разработанные Центральным научно-исследовательским институтом информатизации и организации здравоохранения Минздрава России в рамках Государственного контракта N К-32-НИР/114-16 от 31.10.2011.

Заместитель министра
И.Н.Каграманян

     

     

Определение оптимального соотношения врачебного/среднего медицинского/прочего персонала в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения общей лечебной сети и учреждений специализированных служб (Методические рекомендации для органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации)



Прочий персонал в учреждениях здравоохранения - это немедицинский персонал, т.е. работники и служащие, не имеющие медицинского образования и выполняющие виды деятельности, не относящиеся к лечебно-диагностическому процессу.

В соответствии с "Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2009 N 322 (ред. постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2011 N 470) "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации") к показателям, характеризующим деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, относится, в частности, показатель: "Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами", который определяется по формуле:

,


где:

- объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами в расчете на 10 тыс. человек населения (тыс. рублей);

Чн - численность населения в субъекте Российской Федерации (тыс. человек).

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами определяется отдельно в отношении врачей, среднего медицинского персонала, прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала.

Объем неэффективных расходов на управление кадровыми ресурсами прочего персонала в расчете на 10 тыс. человек населения определяется по формуле:

Рпр = (Чпр - 0,15 х (Чвр + Чср) х Кс) х (ЗПрпр х (1 + СВ) х 12 мес.),


где:

Чпр - численность прочего персонала (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. человек населения (человек);

Чвр - численность врачей (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (человек);

Чср - численность среднего медицинского персонала (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. населения (человек);

Кс - корректирующий коэффициент сетевых нормативов, определяемый в соответствии с пунктом 34 методики (единиц);

ЗПрпр - среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочего персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (рублей);

СВ - страховые взносы (единиц).

Рпр рассчитывается при условии, что Чпр 0,15 х (Чвр + Чср) х Кс.

Получаемое значение отражает эффективность управления прочим персоналом в системе здравоохранения субъекта Российской Федерации. Показателями для расчета выступают:

- численность прочего персонала (физических лиц) государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения на 10 тыс. человек населения;

- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата прочего персонала в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения (рублей);

- корректирующий коэффициент сетевых нормативов;

- страховые взносы.

Оптимизация численности прочего персонала медицинских учреждений должна проводиться в случае, если численность этого персонала превышает 15% общей численности врачей и среднего медицинского персонала (ранее рекомендовалось проводить оптимизацию, если численность прочего персонала превышала 40% общей среднероссийской численности врачей и среднего медицинского персонала).

Корректирующий коэффициент сетевых нормативов учитывает территориальную доступность и расселение населения в каждом субъекте.

Одним из критериев, влияющих на показатель неэффективных расходов на кадровые ресурсы в здравоохранении, является численность прочего персонала, следовательно, в целях снижения неэффективных расходов руководители вынуждены сокращать численность этого персонала в лечебно-профилактических учреждениях, что может привести к значительному снижению качества медицинских услуг и усугублению кадрового дисбаланса.

Так, в 2008-2009 годах только в г.Москве и Республике Ингушетия численность прочего персонала не превышала установленный норматив. В 11 регионах отмечено снижение неэффективных расходов на прочий персонал. Это те регионы, где активно используется механизм передачи на аутсорсинг немедицинских функций (Вологодская, Калининградская, Томская, Свердловская области, Пермский и Красноярский края, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.). Однако проверки результатов передачи отдельных услуг на аутсорсинг, в частности питания в круглосуточных стационарах, проведенные в ряде органов управления здравоохранением из указанных выше регионов, показали нецелесообразность сокращения прочего персонала при помощи данных мер в связи со снижением качества услуг.

Действительно, в условиях здравоохранения аутсорсинг, экономя расходы на заработную плату, как правило, увеличивает общую величину расходов (услуги сторонних организаций - аутсорсеров, являющихся, как правило, коммерческими организациями, обычно обходятся дороже, чем выполнение работ собственными силами бюджетных учреждений).

Оценить оптимальность соотношения медицинского и прочего персонала в учреждениях здравоохранения возможно на основании комплекса показателей, рассчитанных на основании отчетных форм государственного статистического наблюдения (ФСН). Данные о числе прочего персонала содержатся в:

- отчетной форме N 30 "Сведения о лечебно-профилактическом учреждении" (Приказ Росстата: Об утверждении формы от 31.12.2010 N 483), таблица 1100, Раздел I. Штаты учреждения на конец отчетного года, стр.111, гр.3-8;

- отчетной форме N 47 "Сведения о сети и деятельности учреждений здравоохранения" (Приказ Росстата: Об утверждении формы от 31.12.2010 N 483), таблица 3300, Раздел 18. Штатные и занятые должности, физические лица по типам учреждений здравоохранения, стр.1-30, гр.21-23.

I. Показатели, которые можно рассчитать на основании данных формы ФСН N 30

1. Доля штатных должностей прочего персонала в структуре штатных должностей учреждений здравоохранения (%):

Число штатных должностей прочего персонала

-------------------------------------------------------- х 100%

Число штатных должностей в целом по учреждению

Ф.30, т.1100, стр.111, гр.3

------------------------------- х 100%

Ф.30, т.1100, стр.113, гр.3


Число штатных должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения подчинения Минздравсоцразвития России в 2010 году составило 743,1 тыс. или 18,7% от общей численности штатных должностей.

Самая высокая доля штатных должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения отмечается в Дальневосточном федеральном округе - 22,4%. От 20,1 до 19,8% штатных единиц приходится на прочий персонал в Сибирском, Южном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. В пределах 17,8-16,9% колеблется доля прочего персонала в Приволжском, Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах.

Следовательно, федеральные округа которые характеризуются большой площадью территории, низкой плотностью населения и учреждений здравоохранения, а также низкой транспортной их доступностью для населения, имеют в учреждениях здравоохранения более высокую долю прочего персонала.

В 39 из 83 субъектов Российской Федерации (47,0%) доля прочего персонала в структуре штатных должностей выше среднероссийского значения (от 38,4 до 19,0%), в 29 субъектах (34,9%) - доля прочего персонала в структуре штатных должностей ниже (от 17,9 до 13,2%), в 15 субъектах (18,1%) - практически ему соответствует (18,8 -18,0%).

Среди субъектов Российской Федерации наибольшая доля прочего персонала в учреждениях здравоохранения отмечается в Амурской области (38,4%), в Вологодской (32,8%), Астраханской (31,6%) областях. В Ненецком автономном округе, Магаданской, Ленинградской, Курганской, Тамбовской, Томской, Ульяновской, Свердловской областях, Забайкальском крае, Чукотском автономном округе доля штатных "прочих" должностей выше, чем в среднем по России в 1,4-1,2 раза. От 16,0 до 13,2% составляет доля штатных должностей прочего персонала в Саратовской области, Пермском крае, Республиках Башкортостан, Дагестан, Чувашской Республике, г.Москве.

2. Доля занятых должностей прочего персонала среди занятых должностей учреждений здравоохранения (%):

Число занятых должностей прочего персонала

---------------------------------------------------------- х 100%

Число занятых должностей в целом по учреждению

Ф.30, т.1100, стр.111, гр.4

------------------------------- х 100%

Ф.30, т.1100, стр.113, гр.4


Число занятых должностей прочего персонала в учреждениях здравоохранения системы Минздравсоцразвития России примерно на 5,0% меньше количества штатных должностей. Доля занятых прочим персоналом должностей достигает 18,7% от всех занятых в учреждениях здравоохранения должностей. Более высокая доля занятых прочим персоналом должностей среди всех занятых должностей отмечается в Дальневосточном (22,7%), Сибирском (20,2%), Южном (19,8%), Уральском (19,8%), Северо-Западном (19,7%) федеральных округах, более низкие - в Приволжском (17,9%), Северо-Кавказском (17,7%), Центральном (17,0%) федеральных округах.

В 43,4% субъектах Российской Федерации доля занятых прочих должностей составляет 22,0-19,0%, из них более половины входят в состав Уральского, Сибирского, Дальневосточного федеральных округов.

Среди субъектов превышение средней доли занятых прочим персоналом должностей в 2-1,7 раза, выявлено в Амурской (39,0%) Вологодской (32,4%), Астраханской областях (31,6%); в 1,4-1,2 раза - Ненецком автономном округе (26,1%), Еврейской автономной области (22,9%).

3. Укомплектованность штатных должностей прочего персонала (%):

Число занятых должностей прочего персонала

--------------------------------------------------- х 100%

Число штатных должностей прочего персонала

Ф.30, т.1100, стр.111, гр.4

------------------------------- х 100%

Ф.30, т.1100, стр.111, гр.3


В среднем по Российской Федерации укомплектованность штатных должностей прочего персонала составляет 94,8%. В федеральных округах, расположенных за Уралом, укомплектованность штатов прочего персонала традиционно выше. Так, в Уральском федеральном округе она достигает 97,4%, Дальневосточном - 97,1%, Сибирском - 97,8%. В федеральных округах, расположенных на европейской части России, этот показатель более низкий: в Северо-Западном федеральном округе - 93,6%, Центральном - 93,1%, Северо-Кавказском - 91,2%, Южном - 91,0%. В Приволжском федеральном округе показатель составляет 95,8%.

4. Доля физических лиц прочего персонала среди всех физических лиц, работающих в учреждениях здравоохранения (%):

Число физических лиц прочего персонала

---------------------------------------------------------- х 100%

Число физических лиц в целом по учреждению здравоохранения