Недействующий

О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии" (по вопросу регулирования оборота оружия и патронов, имеющих культурную ценность)

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии" (по вопросу регулирования оборота оружия и патронов, имеющих культурную ценность)



Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оружии" (по вопросу регулирования оборота оружия и патронов, имеющих культурную ценность) регулирует правоотношения, возникающие при обороте оружия, имеющего культурную ценность, и приводит их в соответствие с нормами Конституции Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также действующим законодательством о культуре и культурных ценностях.

Законопроект направлен на защиту конституционных прав и законных интересов граждан, национальных интересов Российской Федерации, ориентирован на создание системы государственного и гражданского контроля в отношении оружия, имеющего культурную ценность, борьбу с преступностью и контрабандой в этой сфере, обеспечение общественной безопасности, защиту и сохранение культурных ценностей. Законопроект соответствует международным договорам Российской Федерации, учитывает мировую практику и законодательство в отношении оружия, имеющего культурную ценность.

Настоящий законопроект предлагает уточнить в соответствии с действующим российским и международным законодательством терминологическое и правовое определение вида оружия, имеющего культурную ценность, составляющим его подвидам, а также вопросы его оборота.

Законопроект имеет принципиальное значение для сохранения культурного наследия народов Российской Федерации, предотвращения контрабанды и уничтожения произведений искусства и памятников истории в области оружейного дела.

Принятие законопроекта позволит обеспечить осуществление единой государственной политики в области оборота оружия, имеющего культурную ценность, будет способствовать пополнению и безопасности Музейного фонда Российской Федерации, развитию творчества и декоративно-прикладного искусства в сфере авторского художественного и художественно оформленного оружия, позволит упорядочить нормативную базу в этой области, создаст необходимые гарантии соблюдения законности при обороте оружия, имеющего культурную ценность.

В законопроекте предполагается ввести новый вид оружия - "Историческое". В состав этого вида войдёт старинное (антикварное) оружие и старинные (антикварные) патроны, признанные имеющими культурную ценность. Тем самым "гражданское" и "историческое" оружие будет разделено. Гражданское оружие будет использоваться согласно его прямому предназначению для поражения цели и/или подачи сигналов (охота, самооборона, спорт), а историческое - в культурных и образовательных целях. В законопроекте вводится прямой запрет на использование "Исторического оружия" для поражения цели, подачи сигналов, а также его ношения. Ношение исторического оружия будет разрешаться только с историческими костюмами во время участия граждан в историко-культурных либо иных мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, музеями, государственными или общественными культурно-просветительными организациями и объединениями при условии согласования проведения указанных мероприятий с Министерством культуры Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Сегодня используется норма, согласно которой к старинному (антикварному) оружию относится "огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы патронами), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года". Предлагается изменить определение старинного (антикварного) огнестрельного оружия. Основное отличие современного и старинного оружия заключается в характеристиках выстрела. Современное оружие использует бездымные пороха, характеристики которых серьёзно превосходят примитивный дымный порох предшествующих оружейных систем. Оружие, использующее бездымный порох и оболочечную пулю, появилось только в конце XIX века. Сила дымного пороха существенно ниже силы бездымных порохов (в 4 раза менее силы нитроглицериновых порохов, в 2,5 раза менее силы пироксилиновых порохов). Оружие, рассчитанное под использование дымного пороха, изготовлено из сталей, неспособных выдержать давление бездымных порохов, запирающие механизмы такого оружия также не выдерживают нагрузки современных порохов.

Вне зависимости от типа заряжание и вида патронов любое оружие, изготовленное под дымный порох, имеет идентичные характеристики.

Для более точного выделения старинного (антикварного) оружия в законопроекте предлагается отделить оружейные системы, использующие бездымный порох от старинного (антикварного) оружия, и сформулировать его определение в следующем виде:

старинное (антикварное) оружие - огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, изготовленного для стрельбы унитарными патронами с бездымным порохом), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года.

В понятийный аппарат законопроекта вводятся определения старинных (антикварных) патронов, бездымного пороха, выстрела, имитации выстрела, дульнозарядного оружия.

В связи с тем, что оригинальные патроны к старинному (антикварному) оружию, появившиеся в XVI веке, представляют большую историческую ценность, предполагается выделить их в особую категорию "старинные (антикварные) патроны" (патроны к старинному (антикварному) оружию, выпущенные до конца 1899 года) и отнести их к "Историческому оружию".

Таким образом, в предлагаемом законопроекте целевая группа старинного (антикварного) огнестрельного оружия получает завершённую форму, основанную не только на ограничении года выпуска, но и на основополагающих характеристиках такого оружия. Подчеркнем, что эта норма в полной мере отвечает целям обеспечения общественной безопасности.

Законопроект регламентирует отнесение оружия к "Историческому оружию" исключительно на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающей его подлинность. Предполагается, что оборот исторического оружия, при наличии заключения государственной экспертизы, не требует дополнительного лицензирования.

За первые 10 лет XXI века на территорию России было ввезено и зарегистрировано территориальными органами Министерства культуры при ввозе около 300000 единиц оружия, которое можно отнести к "историческому" (согласно концепции законопроекта). Из них чуть менее 10000 особо ценных единиц старинного оружия прошли полномасштабное исследование в федеральном Управлении по сохранению культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

Фактически такое оружие ввозилось свободно на территорию Российской Федерации, и оборот его не лицензировался органами внутренних дел. Контроль за оборотом такого оружия осуществляется органами Министерства культуры России. Статистика использования такого оружия как орудия преступления на территории России отсутствует, что говорит об отсутствии общественной опасности оружия, которое предполагается в законопроекте отнести к "историческому".

Сегодня правилами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) регламентируется ввоз на территорию стран Таможенного союза (в который входит и Российская Федерация) огнестрельного, метательного и пневматического оружия, изготовленного до конца 1899 года (за исключением огнестрельного оружия, использующего унитарные патроны центрального боя), а также холодное оружие, изготовленное до конца 1945 года. Предлагаемые нормы законопроекта не противоречат правилами Таможенного союза ЕврАзЭС, а позволяют частично унифицировать правила ввоза и внутреннего оборота. При этом останутся ограничения на перемещение через границы старинного (антикварного) оружия под унитарный патрон центрального боя, что не противоречит его обороту внутри Российской Федерации на основании заключения государственной экспертизы.

В законопроекте предлагается ввести понятие "художественное оружие" - холодное и метательное оружие, внешний вид и отделка которого несёт в себе художественный замысел, и являющееся предметами, имеющими культурную ценность. Введение понятия художественного оружия будет способствовать дальнейшему развитию традиционного для России оружейного искусства и художественных промыслов, в которых исторически были заняты лучшие художники и мастера декоративно-прикладного искусства ведущих российских центров художественного оружия - Златоуст, Тула, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород, Ижевск и другие не менее известные центры металлургических художественных промыслов. Такое оружие войдёт в "гражданское", но его оборот предполагается безлицензионным.

Законопроект предлагает вернуть в лицензируемый оборот копии и реплики старинного (антикварного) оружия. Так как они являются современным оружием, изготовленным из современных ружейных сталей. Исходя из необходимости требований общественной безопасности, такое оружие должно быть в ограниченном обороте, лицензируемом органами внутренних дел.

В законопроекте предполагается разделить ныне существующее понятие списанное оружие на охолощённое и деактивированное оружие. "Охолощенное оружие" - огнестрельное оружие, в которое внесены технические изменения, исключающие возможность поражения цели, и которое предназначено для использования с возможностью имитации выстрела из него с использованием пиротехнических смесей или патронов светозвукового действия;

"деактивированное оружие" - огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением, и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие).

При этом "охолощенное оружие" войдёт в "гражданское оружие", как подвид, а "деактивированное" будет исключено из самого понятия оружия, согласно положениям закона.

Такой комплексный подход позволит разрешить противоречия в обороте оружия, имеющего культурную ценность, внесённые в Федеральный закон "Об оружии" Федеральным законом N 113-ФЗ от 10.07.2012.

Прежде всего, необходимо отметить, что предлагаемые изменения направлены на сохранение культурного наследия Российской Федерации и обеспечение общественной безопасности. По мнению некоторых экспертов, а также анализ информации, поступающей с аукционов антикварного оружия в иностранных государствах, недостатки российского законодательства в этом вопросе привели к масштабному оттоку оружия, имеющего культурную ценность, за пределы Российской Федерации и привели к интенсивному развитию теневого рынка.

Кроме сказанного выше следует отметить, что единственным фактом преступления с использованием якобы антикварного оружия называют убийство Станислава Юрьевича Маркелова и Анастасии Эдуардовны Бабуровой 19 января 2009 года в г.Москве из пистолета системы Браунинга образца 1910 года.

Данный пистолет не является антикварным оружием, изготавливался с 1910 по 1983 год. Использует патрон с бездымным порохом. В рамках предлагаемого законопроекта такое оружие к "Историческому" и старинному (антикварному) не может быть отнесено.

Реализация данного законопроекта не потребует расходования средств федерального бюджета.



Электронный текст документа