Действующий

Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года (с изменениями на 18 октября 2018 года)

4. Улучшение институциональных условий развития отрасли информационных технологий


В рейтинге Всемирного банка в 2012 году Россия заняла 121-е место. По данным ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, среди 142 стран, активно развивающих информационные технологии, Россия занимает 99-е место по критерию "Бремя государственного регулирования информационно-коммуникационных технологий ", 104-е место по времени, необходимому для запуска бизнеса, и 126-е место по защите интеллектуальной собственности.

В России уже принимаются системные меры по улучшению условий ведения бизнеса, в том числе за счет реализации различных планов мероприятий ("дорожных карт"). В то же время отрасль информационных технологий имеет свои отличительные особенности, которые необходимо учитывать для улучшения условий ведения бизнеса.

Благоприятный фискальный режим является важнейшим фактором для успешной работы компаний в России. В связи с тем, что до 80 процентов расходов компаний отрасли составляют расходы на оплату труда, наиболее значимыми для отрасли являются социальные отчисления. Размер социальных отчислений должен обеспечивать конкурентоспособность России для бизнеса в сфере информационных технологий в сравнении с другими странами, включая страны Содружества Независимых Государств. Стимулирование развития отечественной отрасли информационных технологий путем снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда уже показало свою эффективность. Срок действия пониженных тарифов страховых взносов для компаний отрасли не должен сокращаться, более того, с 2014 года они должны быть распространены на компании с численностью сотрудников не менее 7 человек.

Важным направлением является совершенствование работы государственных институтов защиты интеллектуальной собственности в области информационных технологий. Сервисы защиты должны быть доступными, удобными и обеспечивать интеграцию в наиболее распространенные в мире международные системы учета результатов интеллектуальной деятельности.

По результатам изучения налоговых механизмов стимулирования инновационной и исследовательской деятельности компаний, применяемых за рубежом и подтвердивших свою эффективность, подобные методы в 2014-2016 годах могут быть введены в пилотном режиме в отдельных регионах России. Показавшие в России свою работоспособность эти механизмы после 2016 года могут быть распространены на всю территорию страны.

Необходимо устранение таможенных барьеров по импорту высокотехнологичной продукции, включая упрощение импорта промышленных некоммерческих образцов, вплоть до замены разрешительного порядка уведомительным.

В части стимулирования корпоративного развития и развития малого бизнеса необходимо усиление работоспособности акционерных соглашений и механизмов опционных программ в российской юрисдикции, а также инкорпорирование в российское право конвертируемых займов и других стандартных мировых инвестиционных механизмов.

Улучшение институциональных условий в отрасли информационных технологий должно быть устойчивым и долгосрочным. Изменения институциональных условий должны иметь плановый характер для заблаговременного информирования участников рынка о намерениях государства, особенно в части фискального режима.

Необходимым условием развития отрасли является обеспечение глобальной конкурентоспособности российской юрисдикции для компаний, особенно в сравнении со странами Содружества Независимых Государств и Восточной Европы.