Действующий

Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года (с изменениями на 18 октября 2018 года)

4. Роль государства в развитии отрасли информационных технологий


По данным рейтинга конкурентоспособности 142 стран мира за 2012 год, подготовленного Всемирным экономическим форумом, страны, активно развивающие информационные технологии, опережают Россию по большинству из показателей в части создания спроса на информационные технологии - 88-е место (США - 13, Германия - 19, Индия - 63, Египет - 96), условий ведения бизнеса в информационных технологиях - 110-е место (США - 21, Германия - 38, Индия - 72, Египет - 62) и качества образовательной системы - 82-е место (США - 26, Германия - 17, Индия - 38, Египет - 135).

Кроме того, в 2011 году 13 процентов затрат на информационные технологии в России произвело государство, в то время как доля государственного сектора в общих затратах на информационные технологии мировой экономики приближается к 20 процентам.

Государственная политика в отношении создания условий и обозначения приоритетов для развития российской отрасли информационных технологий во многом определит ее облик на 2014-2020 годы и перспективу до 2025 года.

До 2020 года государство должно реализовать системный подход к улучшению условий для развития отрасли информационных технологий с учетом анализа результатов предыдущего периода, тенденций их развития в мире, конкурентных преимуществ России в мировом разделении труда в условиях глобализации, а также необходимости снижения административных барьеров, дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации и эффективного правоприменения в области информационных технологий, развития инфраструктуры и обеспечения доступности финансирования для компаний отрасли. Кроме того, реальное улучшение условий работы в сфере информационных технологий повысит уровень доверия между российской отраслью и государством, тем самым стимулируя развитие государственно-частного партнерства.

Такой сбалансированный подход необходим для повышения привлекательности России как юрисдикции для работы компаний и существенно повлияет на темпы развития отечественной отрасли информационных технологий. Ключевыми направлениями работы станут совершенствование условий ведения бизнеса и поддержка на высоком уровне спроса на информационные технологии внутри страны.

Предусматривается обеспечить благоприятные условия для работы компаний по наиболее конкурентоспособным направлениям, включая кадровое обеспечение отрасли информационных технологий. Вследствие высокой мобильности квалифицированных специалистов необходимо улучшать условия для их работы и жизни в России.

Компании отрасли информационных технологий в большинстве случаев не привязаны средствами производства к конкретной территории. Поэтому от условий ведения бизнеса зависит решение компаний о запуске в России новых направлений работы и создании дополнительных рабочих мест и (или) переводе подразделений в другие юрисдикции.

Важнейшими факторами привлекательности страны для компаний являются фискальный режим, стоимость, доступность и квалификация специалистов на рынке труда, процедуры оформления и защиты интеллектуальной собственности, а также объем государственных инвестиций в развитие научных исследований в области перспективных информационных технологий, доступность венчурного капитала, наличие преференций и инфраструктуры для развития.

В России до середины 2000-х годов участие государства в развитии отрасли было минимальным. С 2007 года предприняты меры, направленные на поддержку сферы информационных технологий, в частности снижен единый социальный налог для части компаний отрасли, сформирован первичный государственный заказ на информационные технологии, исследователи приобрели возможность получать финансирование разработки по направлениям науки в сфере информационных технологий, информационные технологии включены в перечень приоритетных направлений развития науки информационных технологий, инициировано строительство технопарков, предприняты законодательные изменения для развития венчурных инвестиций, а также созданы более 10 функционирующих на федеральном уровне и более 200 региональных институтов развития, способных поддерживать развитие компаний с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Необходимо повысить привлекательность российской юрисдикции на мировой арене, в частности, за счет поддержания и повышения конкурентоспособности России для работы компаний по сравнению со странами Содружества Независимых Государств и Восточной Европы.

Приоритетом государства станут информатизация основных областей экономики и развитие технологий, обеспечивающих высокую производительность труда и эффективность отраслей, дающих основной вклад в валовой внутренний продукт. Успешная реализация такого подхода создаст стимулы к технологическому развитию самой отрасли информационных технологий. Расширение применения информационных технологий в государственном секторе, развитие электронных услуг и инвестиции в инфраструктуру способствуют более широкому применению информационных технологий в частном секторе и станут катализатором их распространения в корпоративном секторе. Например, развитие стандартов и электронных услуг по обработке налоговых деклараций и платежных документов стимулирует инвестиции в системы планирования ресурсов предприятия (ERP) и финансовые компьютерные системы. Широкомасштабная реализация концепции открытых данных обеспечит базу для развития новых информационных сервисов и повышение эффективности и удобства доступа к информационным системам со стороны широких слоев населения.

За последние годы в России были развиты различные аспекты создания электронного правительства. Дальнейшая информатизация важнейших отраслей экономики и реализация государственных проектов по их переводу в область современного применения информационных технологий стимулируют создание новых и развитие существующих направлений бизнеса, что может привести к формированию прорывных технологий в рамках отраслевых решений.