На заключительном этапе подготовки Стратегии приморского субъекта осуществляется обобщение результатов всего комплекса работ, выполненных в рамках подготовки ее прибрежно-морского блока. Ниже приводятся рекомендации по включению полученных при этом обобщении результатов непосредственно в Стратегию приморского субъекта. Эти рекомендации включают названия соответствующих разделов Стратегии приморского субъекта и примерное содержание относящихся к ним дополнений, связанных с рассмотрением приморских территорий и прибрежных акваторий как единого объекта стратегического планирования. Названия разделов приводятся в соответствии с проектом Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Во Вводной части Стратегии приморского субъекта рекомендуется поместить ссылку на Стратегию развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года и стратегию социально-экономического развития федерального округа Российской Федерации, в состав которого входит субъект Российской Федерации, устанавливающие для приморских субъектов Российской Федерации дополнительные требования к стратегии их социально-экономического развития.
В раздел 1 Стратегии приморского субъекта, отражающий место субъекта Российской Федерации в экономике федерального округа и Российской Федерации в целом, для приморских субъектов Российской Федерации рекомендуется включить результаты анализа его конкурентных преимуществ, связанных с возможностью использования потенциала морской деятельности, определить место приморского субъекта Российской Федерации в реализации национальной морской политики, а также проблемы и ограничения, препятствующие долгосрочному развитию регионального морехозяйственного комплекса.
В разделе 2 цели и стратегические задачи долгосрочного социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации должны отражать направления развития регионального морехозяйственного комплекса. Цели и задачи развития морской деятельности и повышения эффективности функционирования регионального морехозяйственного комплекса, сформулированные в рамках прибрежно-морского блока Стратегии приморского субъекта, агрегируются в общую систему целей долгосрочного социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации.
В разделе 3 сценарный прогноз долгосрочного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации должен учитывать разработанные в рамках подготовки прибрежно-морского блока сценарии развития морской деятельности и прогнозные оценки развития регионального морехозяйственного комплекса, полученные с учетом определения роли приморского субъекта Российской Федерации в реализации государственной морской политики на ее соответствующих региональных и функциональных направлениях.
Результаты прогнозов позволяют осуществить выбор базового (целевого) сценария социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации. В ходе итерационных процедур осуществляется согласование результатов прогнозов экономического, социального и экологического развития, а также развития регионального морехозяйственного комплекса (выполняемого с позиций комплексного межотраслевого подхода) и территориального развития.
В разделе 4, определяющем основные направления и перспективы социального развития субъекта Российской Федерации, должны быть учтены возможности использования потенциала морской деятельности для повышения уровня и качества жизни населения приморских территорий за счет развития ориентированных на морские виды деятельности предприятий, создания новых рабочих мест, использования рекреационных возможностей, развития морских видов спорта, а также использования морского наследия как фактора воспитания молодежи, развития образования и культуры. Важное место должно быть уделено повышению безопасности населения приморских территорий и смягчению последствий от морских стихийных бедствий.
В разделе 5 "Основные направления и перспективы развития экономики субъекта Российской Федерации (в разрезе отраслевых комплексов, занимающих ведущие позиции в экономике субъекта Российской Федерации)" для приморского субъекта Российской Федерации рекомендуется дать в виде отдельного подраздела описание структуры регионального морехозяйственного комплекса, состояния и перспектив его развития, привести оценку вклада морской деятельности в экономику субъекта Российской Федерации, рассмотреть инвестиционную привлекательность новых направлений развития морской деятельности в регионе, оценить уровень инновационности и конкурентоспособности различных видов морской деятельности, составляющих региональный морехозяйственный комплекс, рассмотреть сценарии развития морской деятельности в регионе и привести прогнозные значения долгосрочного развития регионального морехозяйственного комплекса.
В разделе 6 Стратегии приморского субъекта, посвященном основным направлениям и перспективам развития инфраструктуры субъекта Российской Федерации, комплексный анализ инфраструктурных потребностей проводится с учетом определяемых национальной морской политикой Российской Федерации целей и задач по развитию существующих и перспективных видов морской деятельности (портовая инфраструктура, береговая инфраструктура по обеспечению разработки шельфовых месторождений углеводородов, рекреационная инфраструктура и т.п.).
В разделе 7, определяющем развитие научно-инновационной сферы приморского субъекта Российской Федерации, должен учитываться потенциал использования высокотехнологичных и наукоемких видов морской деятельности, таких как развитие судостроения, освоение шельфа, разработка навигационных систем и морского оборудования, использование генетических ресурсов морских организмов и т.п. Региональная морская наука должна быть ориентирована на внедрение и практическое использование результатов фундаментальных исследований, содействие формированию морехозяйственных кластеров, сохранение качества окружающей морской среды, подготовку кадров для обеспечения морских видов деятельности.
В разделе 8, ориентированном на формирование благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, рекомендуется проанализировать потенциальный вклад видов морской деятельности, наиболее перспективных для развития малого и среднего бизнеса, таких как рыболовство, рыбоводство и туристско-рекреационная сфера.
В разделе 9 приоритеты территориального развития приморского субъекта Российской Федерации дополняются основными приоритетами функционально-пространственного использования приморских территорий и прибрежных акваторий. Приводятся результаты анализа основных проблем территориального и акваториального развития субъекта Российской Федерации, полученные в том числе с использованием процедур функционального зонирования прибрежных акваторий (морского пространственного планирования).
В разделе 10 меры, направленные на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в приморском субъекте Российской Федерации, должны быть дополнены мероприятиями по охране и защите морской среды, сохранению морских и прибрежных экосистем.
В разделе 11 приоритетные направления развития межрегиональных и внешнеэкономических связей приморского субъекта Российской Федерации должны учитывать перспективы и возможности интеграции регионального морехозяйственного комплекса в международную морскую деятельность, а также необходимость развития межрегиональных связей для эффективного использования мультипликативного воздействия морской деятельности на смежные виды отраслей экономики, в том числе в рамках топливно-энергетического комплекса России, единой национальной транспортной системы.
Раздел 12 "Механизмы и инструменты реализации Стратегии" должен содержать предложения по совершенствованию нормативной правовой базы, определяющей развитие морской деятельности, меры по формированию институциональной среды для ее развития в субъекте Российской Федерации, положения о разработке комплексной программы развития приморских территорий и прибрежных акваторий.
В состав приложений к Стратегии приморского субъекта включаются: табличные материалы, отражающие основные показатели развития морехозяйственного комплекса субъекта Российской Федерации; картографические материалы, отражающие перспективы территориального и акваториального развития субъекта Российской Федерации; перечень крупных морских инвестиционных проектов; комплекс мер по реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Формирование прибрежно-морского компонента, направлено на инновационное развитие морской деятельности, эффективное использование морских и прибрежных ресурсов, увеличение вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие государства и его приморских регионов, охрану морской окружающей среды, гармонизацию интересов в сфере морской деятельности между федеральным центром и приморскими регионами путем увязки долгосрочных планов развития региональных морехозяйственных комплексов и прибрежной инфраструктуры приморских регионов с целями и задачами развития морской деятельности на различных региональных и функциональных направлениях национальной морской политики.