Содержание прибрежно-морского блока приводится в соответствии с разработанной выше структурой.
Раздел "Комплексный анализ структуры, состояния и перспектив развития регионального морехозяйственного комплекса", в целом, направлен на выявление путей создания эффективного регионального морехозяйственного комплекса. Морехозяйственный комплекс рассматривается при этом как единая межотраслевая система, обладающая синергетическим потенциалом и внутренним резервом для формирования зон опережающего и зон территориального развития.
В разделе должны быть предусмотрены:
- определение на основе анализа состояния регионального морехозяйственного комплекса и существующих планов и программ его развития перспективных условий развития морской деятельности, выделение морских отраслей специализации, осуществляющих основной вклад в экономику региона. Отраслевой анализ должен проводиться не только с точки зрения конкурентоспособности внутри Российской Федерации, но и с учетом ключевых внешних факторов, к которым относится степень включенности приморского региона в систему глобальных товарных и финансовых обменов;
- определение места приморского субъекта Российской Федерации в системе национальной морской деятельности и его роли в реализации национальной морской политики. Для выделения приоритетных отраслей целесообразно использование кластерного подхода, ориентированного на выявление системообразующих связей различных отраслей морской деятельности;
- разработка схем морского акваториального (пространственного) планирования, направленных на рациональное использование береговых и морских пространств (прибрежных акваторий) и сбалансированное территориальное и акваториальное развитие морской деятельности. Отраслевое развитие имеет соответствующую пространственную интерпретацию, отражением которой являются схемы акваториального и территориального планирования. Использование пространств (территорий и акваторий), аква-территориальная структура хозяйства должны основываться на стратегической оценке ресурсного потенциала и природного качества приморской территории и прибрежной акватории;
- определение возможностей, проблем и ограничений долгосрочного развития морехозяйственной деятельности с учетом внутренних и внешних факторов, включая оценку потенциального влияния трансграничных процессов и международных условий на развитие регионального морехозяйственного комплекса. На основании анализа стартовых условий и динамики целевых показателей впоследствии необходимо выявить факторы, обуславливающие тенденции развития, и на базе сценарного подхода определить основной вектор стратегического развития на долгосрочную перспективу. В зависимости от наличия и сочетания конкретных видов ресурсов и факторов производства и инвестиционной привлекательности определяются будущие направления стратегического развития;
- анализ проблем институционального характера, препятствующих эффективному развитию морской деятельности на ключевых для приморского субъекта Российской Федерации региональных и функциональных направлениях национальной морской политики. Анализ опирается на исследование системы управления региональным морехозяйственным комплексом, распределения полномочий и ответственности между различными уровнями и сферами управления;
- определение инфраструктурных потребностей территориального и акваториального развития приморского субъекта Российской Федерации с учетом его роли в реализации национальной морской политики и интересов социально-экономического развития самого приморского субъекта Российской Федерации. Развитие инфраструктурных проектов должно реализоваться синхронно во временном аспекте с проектами развития территорий (акваторий), планируемое размещение объектов производственной и социальной инфраструктуры должно быть направлено на создание условий для производства продукции с максимальной добавленной стоимостью и ее поставки с минимальными издержками;
- определение потенциального вклада благоприятного инвестиционного климата, научно-инновационной среды и внедрения передовых технологий, развития малого и среднего предпринимательства в развитие морской деятельности. Увеличение вклада морской деятельности в инновационные процессы возможно через создание инновационной среды, включающее: реализацию пилотных проектов на основе разработанных инновационных технологий, обеспечение условий для тиражирования инноваций, поддержание необходимого уровня кадрового потенциала, а также информационной поддержки инновационных процессов и мониторинга продвижения инноваций;
- оценка вклада морской деятельности в развитие межрегиональных и внешнеторговых связей приморского субъекта Российской Федерации, способствующих более эффективному использованию возможностей морской деятельности для ускорения социально-экономического развития региона.
Структура данного раздела прибрежно-морского блока позволяет достаточно просто перенести его содержание в соответствующие разделы итогового документа - Стратегии приморского субъекта.
Разработка раздела "Цели и задачи развития регионального морехозяйственного комплекса, направленного на обеспечение национальных и региональных интересов в сфере морской деятельности" связана с необходимостью обоснования системы целей прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта.
Содержание данного раздела включает:
- анализ приоритетов развития регионального морехозяйственного комплекса в интересах социально-экономического развития приморского субъекта Российской Федерации;
- формулировку и конкретизацию целей и задач приморского субъекта Российской Федерации по развитию морской деятельности, вытекающие из документов, определяющих национальную морскую политику, а также перспективы развития морской деятельности на уровне федерального округа;
- разработку и обоснование концепции долгосрочного развития регионального морехозяйственного комплекса;
- определение стратегических задач и этапов долгосрочного и среднесрочного развития регионального морехозяйственного комплекса;
- разработку системы целевых индикаторов реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта, оценки вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие приморского субъекта Российской Федерации.
Раздел "Анализ состояния и качества морской окружающей среды, выявление острых экологических проблем и разработка рекомендаций по их решению" должен дополнять разделы Стратегии приморского субъекта, связанные с экологическим развитием территории субъекта Российской Федерации и быть ориентирован на решение проблем, связанных с охраной и сохранением морской среды, обеспечением экологической безопасности побережий и прибрежных акваторий.
Содержание данного раздела включает:
- анализ текущего состояния и качества прибрежной акватории приморского субъекта Российской Федерации с учетом необходимости сохранения ее биологического разнообразия, ландшафтной и исторической ценности побережья;
- выявление основных источников антропогенного воздействия на прибрежную акваторию приморского субъекта Российской Федерации, включая наземные источники, расположенные в пределах площади водосборного бассейна рек, впадающих в море на территории приморского субъекта Российской Федерации;
- оценку воздействия различных видов морской деятельности на экологическое состояние приморских территорий и прибрежных акваторий, загрязнение окружающей среды, включая потенциальные риски увеличения антропогенного воздействия в результате развития регионального морехозяйственного комплекса;
- оценку пограничных эффектов с учетом международных соглашений и программ трансграничного и регионального сотрудничества в области охраны и защиты окружающей среды;
- оценку эффективности существующей системы экологического мониторинга и разработку предложений по ее совершенствованию, в том числе с учетом возможности оценки эффектов долговременного и кумулятивного воздействия и проведения процедуры стратегической оценки воздействия на морскую окружающую среду;
- разработку плана конкретных мероприятий по улучшению качества и состояния морской окружающей среды;
- разработку системы экологических индикаторов качества и состояния морской среды, дополняющих систему целевых индикаторов реализации прибрежно-морского компонента Стратегии приморского субъекта в сфере рационального природопользования.