Действующий

Об утверждении методики формирования и обновления карт доступности объектов и услуг, отображающих сравниваемую информацию о доступности объектов и услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения

1.2. Анализ российского опыта развития информационных ресурсов по проблемам доступности объектов и услуг


В ряде субъектов Российской Федерации начата работа по формированию интерактивных карт объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, либо ограниченных для доступа. Для настоящего обзора были найдены и проанализированы 10 адресов сайтов карт доступности в субъектах Российской Федерации. Сводная информация о них с указанием адресов, ссылок, названий, регионов, где они сформированы, платформы, на которой выполнены карты, а также с кратким комментарием по каждому адресу, представлены в приложении А.2.

В целом, анализ созданных карт доступности в субъектах Российской Федерации показал отсутствие единого подхода, технологии и методики формирования и обновления карт доступности. Обращают на себя внимание отсутствие единообразия в выборе:

- заказчиков и исполнителей,

- порядка формирования и обновления карт,

- используемой классификации объектов,

- условных знаков и символов,

- программного обеспечения для формирования дополнительного слоя в части доступности.

При формировании большинства карт учитывались, прежде всего, потребности инвалидов, использующих при передвижении коляски, реже инвалидов с нарушением зрения; и практически не представлена информация о доступности объектов для других категорий инвалидов.

Многие карты формируются и поддерживаются общественными организациями, в том числе организациями инвалидов: "Барьеров нет" и "Казань недоступная", Нижний Новгород, Красноярский край, Томск. Органами власти созданы и поддерживаются сайты Москвы, Ростовской области.

Наполнение карты осуществляется всеми желающими через электронную связь с администраторами сайта ("Барьеров нет", "Казань недоступная", Томска). Достаточно сообщить об объекте, признаках его доступности (а чаще, недоступности), чтобы он сразу появился на карте. В Ростовской области, напротив, специалисты Министерства труда и социального развития обрабатывают информацию до размещения ее на интерактивной карте.

Для формирования дополнительных слоев карт, отражающих доступность, используются веб-карты: "Google Maps" ("Барьеров нет" и "Казань недоступная", "Карта доступности объектов Москвы") и "Яндекс.Карты" ("Карта услуг" Москвы и карта Ростовской области); а также программное обеспечение "2ГИС" (карта Нижнего Новгорода и Томска), а также специально разработанная в регионе платформа - "24.geo.ru" (карта Красноярска).

Ростовская область применила технологию формирования отдельных карт, отражающих доступность отдельных элементов: "Светофор", "Пандус", "Дефекты уличного покрытия", "Лифт", "Дверной проем". Волгодонск - по виду объектов: "Учреждения социальной защиты", "Учреждения культуры и спорта", "Учреждения здравоохранения", "Прочие объекты". Такой подход не обеспечивает целостность информации по инфраструктуре, по объекту.

Из используемых символов и условных знаков на картах "Google Maps" и "Яндекс.Карты" чаще применяются три цвета для отражения степени доступности: зеленый, желтый, красный - соответственно объект доступен полностью, частично, недоступен; объект обозначается либо символом базовой карты, на которой разработана карта доступности (например, разноцветная "капля" в "Google Maps"), либо специально разработанным значком по форме и цвету в зависимости от вида объекта (чаще других используется символ "инвалидное кресло" и цвета светофора).

В связи с изложенным, особую актуальность приобретает необходимость предложения для использования органами власти субъектов Российской Федерации унифицированной формы и структуры карты доступности, единой методики ее формирования и обновления.