МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 5 апреля 2012 года N 19-2-3-1236

О применении норм



Результаты анализа правоприменительной деятельности показали, что в основном, судебные органы при оспаривании предписаний государственного пожарного надзора поддерживают в своих решениях ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности (СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ, ТНПБ и пр.) в отношении объектов, которые были запроектированы и построены по упомянутым нормам. При этом учитываются положения письма ДНД МЧС России от 02.06.2011 N 19-3-2086 "О применении ПТЭЭП, ПУЭ, СНиП".

Однако, как показывает судебная практика, отказы в принятии решений в пользу требований надзорных органов, как правило, связаны с ненадлежащим оформлением соответствующей документации и несоблюдением установленных процедур.

На основании изложенного, Департамент направляет дополнительные разъяснения по порядку оформления предписаний ГПН в части указания ссылок на требования законодательных, нормативных правовых и нормативно-технических документов по пожарной безопасности при их несоблюдении или нарушении.

Одновременно сообщается, что при оформлении результатов мероприятий по контролю (проверок) могут применяться различные варианты ссылок на указанные нормативные требования.

Прошу довести прилагаемую информацию до всех должностных лиц надзорных органов МЧС России, представителей заинтересованных организаций и руководствоваться ею в повседневной деятельности.

Директор департамента
надзорной деятельности
генерал-лейтенант
внутренней службы
Ю.И.Дешевых

     

     

Приложение
к письму ДНД МЧС России
от 5 апреля 2012 года N 19-2-3-1236



1. Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

При проведении мероприятий по контролю должна проводиться оценка соответствия объекта защиты требованиям нормативных документов по пожарной безопасности, в соответствии с которыми он был запроектирован и построен.

Требования Правил пожарной безопасности в Российской Федерации действуют для всех объектов независимо от времени их проектирования и строительства.

Для объектов, построенных до вступления в силу Технического регламента, существуют четыре основных способа обеспечения требуемого уровня пожарной безопасности и соответственно несколько вариантов оформления предписаний.

Способ I. Выполнение требований нормативных документов с учетом области их действия, предусмотренных Федеральным законом "О пожарной безопасности".

Вариант предписания 1.1. При несоблюдении или нарушении требований СНиП, ГОСТ, НПБ, ВНПБ и пр., действовавших на момент проектирования объекта, в предписании указываются ссылки на статью 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункт 3 ППБ 01-2003 и соответствующие пункты указанных нормативных документов по пожарной безопасности.

Способ II. Обоснование требуемого уровня безопасности людей по утвержденным в установленном порядке методикам. Для объектов, запроектированных и построенных в период с 1991 года и до вступления в силу Технического регламента по методикам, изложенным в ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".

Вариант предписания 1.2. При несоблюдении или нарушении порядка проведения расчета и/или несоответствия выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписании делаются ссылки на статью 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункт 4 ППБ 01-2003 и соответствующие пункты ГОСТ 12.1.004-91.

Способ III. Выполняются требования технических условий и специальных правил пожарной безопасности, разработанных в соответствии с пунктами 1.5 и 1.6 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" при отсутствии нормативных требований по пожарной безопасности для конкретного объекта или при вынужденных отступлениях от таких требований.

Вариант предписания 1.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании указываются статья 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", пункт 3 ППБ 01-2003 и пункты 1.5 и/или 1.6 СНиП 21-01-97, а также конкретные пункты технических условий, требования которых нарушены.

Способ IV. Объект запроектирован (построен) в неустановленное время (как правило, более 50 лет назад) и/или перечень нормативных требований на проектирование и строительство таких объектов отсутствует.

Вариант предписания 1.4. При наличии зарегистрированной в установленном порядке декларации пожарной безопасности в предписании делаются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.

Вариант предписания 1.5. В случае отсутствия декларации пожарной безопасности, при проведении мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в предписании указывается ссылка на п.4 ППБ 01-03 в части, предписывающей обеспечения на объекте защиты требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности людей с помощью системы пожарной безопасности, который достигается выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или соответствующим обоснованием обеспечения на объекте нормативных расчетных параметров.

2. Порядок применения норм к объектам защиты, запроектированным после вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Положениями части 1 статьи 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 6 Технического регламента при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Руководствуясь данными положениями, собственник может выбирать следующие четыре способа подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности объектов защиты, запроектированных после вступления в силу Технического регламента:

Способ I. Соблюдены положения Технического регламента, а также на добровольной основе в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности, предусмотренных Техническим регламентом;

Вариант предписания 2.1. При несоблюдении или нарушении требований сводов правил, в предписании дается ссылка на часть 3 статьи 6 Технического регламента, а также статьи Технического регламента, на основании которых разработаны указанные своды правил.

Например, если не выполнены требования, изложенные в Своде правил СП1 "Эвакуационные пути и выходы", в предписании необходимо делать ссылку на часть 3 статьи 6 и на статью 89 Технического регламента.

Для полноты информации необходимо также включать ссылки на статьи сводов правил.

Способ II. Соблюдаются положения Технического регламента и применены системы противопожарной защиты объекта, не описанные в сводах правил. При этом достаточность принимаемых решений обосновывается расчетом риска по методикам, разработанным и утвержденным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272 "О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска".

Вариант предписаний 2.2. При несоответствии выбранных исходных данных фактическому состоянию объекта в предписаниях даются ссылки на части 1 и 7 статьи 6 Технического регламента и пункты 5 и 7 (подпункт "г") Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 272.

Способ III. Выполняются требования Технического регламента, и своды правил не применяются. Например, используются зарубежные нормы, стандарты организаций и прочее. Достаточность принимаемых решений при этом должно обосновываться расчетом риска по упомянутым методикам.

Порядок оформления предписаний аналогичен Варианту предписания 2.2.

Способ IV. Для уникальных зданий и сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования, кроме выполнения положений Технического регламента должны быть в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" и части 2 статьи 78 Технического регламента разработаны и согласованы в установленном порядке специальные технические условия без расчета пожарного риска.

Вариант предписания 2.3. При отсутствии разработанных и согласованных в установленном порядке специальных технических условий или при невыполнении изложенных в них требований, в предписании должна быть ссылка на статью 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" и часть 2 статьи 78 Технического регламента, а также конкретные пункты специальных технических условий, требования которых нарушены.

Примечание:

При всех вариантах оформления предписаний на объекты защиты, независимо от времени их проектирования и постройки, необходимо учитывать сведения, изложенные в декларации пожарной безопасности (если требуется ее разработка). То есть, независимо от года постройки объекта к нему предъявляются требования задекларированные собственником (или иным лицом, установленным требованиями приказа МЧС России от 24.02.2009 N 91).

При несоответствии объекта декларации пожарной безопасности в предписании указываются ссылки на статью 64 Технического регламента и соответствующий пункт нормативного документа, указанного в декларации.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»