Действующий

Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей

II. Общие вопросы, требующие нормативного правового регулирования при установлении случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков

5. При установлении случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации установлена форма нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, который регулирует указанные отношения. Издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих случаи и порядок предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, земельных участков, не в форме закона субъекта Российской Федерации будет противоречить указанным требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.

6. В целях установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации случаев и порядка бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется разработка и принятие специального закона субъекта Российской Федерации.

В случае разработки закона субъекта Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в действующие законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, рекомендуется решить все вопросы, предлагаемые к урегулированию в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями, путем дополнения законов субъектов Российской Федерации главами, разделами и т.д.

7. В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предметом правового регулирования закона субъекта Российской Федерации является установление случаев и порядка предоставления гражданам, имеющие трех и более детей, в собственность бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.

Указанные положения Земельного кодекса Российской Федерации не содержат ограничений права выбора гражданами, имеющими трех и более детей, цели предоставления им земельных участков из предусмотренных земельным законодательством Российской Федерации.

Принимая во внимание, что установленная статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации льгота в форме бесплатного предоставления земельных участков направлена на социальную поддержку многодетных семей, законами субъектов Российской Федерации рекомендуется установить случаи и порядок предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для любых целей удовлетворения личных потребностей семей на земельном участке, не связанных с ведением предпринимательской деятельности: ведения гражданами садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства, с установлением особенностей для каждой из указанных целей.

8. В рамках установления случаев предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется определить основания, при наличии которых гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки.

В качестве общих оснований для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется установить следующие условия:

- граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех или более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), либо один из родителей в неполной семье, имеющей трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных) (далее - граждане, имеющие трех и более детей), приняты на учет по месту жительства в целях получения земельного участка для садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства;

- гражданам, имеющим трех и более детей, ранее бесплатно не предоставлялись земельные участки из государственной или муниципальной собственности;

- иные условия для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, например, такие как проживание граждан на территории субъекта Российской Федерации в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка; отсутствие сделок по отчуждению гражданами земельных участков в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставлении другого земельного участка; дата рождения в семье третьего ребенка, начиная с которой граждане принимаются на учет в целях предоставления земельного участка и т.д., могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации дифференцированно, исходя из сложившейся в субъектах Российской Федерации социально-экономической и демографической ситуации.

При установлении особенных условий предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в зависимости от избранной указанными гражданами цели предоставления земельных участков рекомендуется принять во внимание требования законодательства Российской Федерации, приведенные в разделах III-VI настоящих Методических рекомендаций.

9. Учет граждан, имеющих трех и более детей, в целях предоставления им земельных участков рекомендуется осуществлять в муниципальном образовании, на территории которого такие граждане зарегистрированы по месту жительства.

В случае если граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более детей, зарегистрированы по месту жительства в разных муниципальных образованиях, рекомендуется установить, что прием документов в целях постановки на учет и постановка граждан на учет в целях предоставления земельного участка осуществляется в муниципальном образовании по месту жительства одного из родителей на основании их волеизъявления.

10. Рекомендуется установить принцип однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков.

В целях обеспечения принципа однократности бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, а также осуществления мониторинга за обеспечением таких граждан земельными участками рекомендуется установить обязательность ведения органами местного самоуправления реестра граждан, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории муниципального образования, и обязательность ведения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводного реестра граждан, которые включены в списки граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельных участков на территории субъекта Российской Федерации.

При ведении указанных реестров рекомендуется обеспечить дифференцированный учет граждан, имеющих трех и более детей, в зависимости от избранных указанными гражданами целей предоставления земельных участков, а также учет сведений о предоставленных гражданам земельных участках.

11. Рекомендуется обеспечить информационную открытость сведений, содержащихся в реестрах, указанных в пункте 10 настоящих Методических рекомендаций, для ознакомления всеми заинтересованными лицами. В этих целях рекомендуется установить обязательность размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также периодическое опубликование сведений в официальных печатных изданиях при соблюдении требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.

12. При установлении порядка предоставления гражданам земельных участков рекомендуется установить, что предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется по месту их постановки на учет в целях предоставления земельных участков, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Одновременно рекомендуется предусмотреть возможность обеспечения граждан, имеющих трех и более детей, земельными участками на территории других муниципальных образований на территории субъекта Российской Федерации, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех и более детей, изъявят такое желание.

13. В законе субъекта Российской Федерации исходя из складывающейся в субъекте Российской Федерации социально-экономической и демографической ситуации может быть установлена возможность обеспечения на территории этого субъекта Российской Федерации земельными участками граждан, имеющих трех и более детей, которые приняты на учет в целях предоставления земельных участков в других субъектах Российской Федерации, если указанные граждане изъявят такое желание.

В случаях установления такой возможности одновременно рекомендуется решить вопрос об установлении порядка ее реализации, например, путем заключения соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

14. В целях обеспечения мониторинга предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется предусмотреть обязательность формирования и ведения адресного перечня земельных участков, предназначенных для предоставления таким гражданам на территории муниципального образования, и сводного адресного перечня таких земельных участков на территории субъекта Российской Федерации, а также обязательность размещения указанных перечней в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и периодическое их опубликование в официальных печатных изданиях.

15. Рекомендуется учитывать требование пункта 2.1 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

При этом рекомендуется устанавливать дифференцированные нормы предоставления земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, для ведения садоводства, огородничества или дачного строительства, личного подсобного хозяйства, в том числе в границах населенных пунктов, с учетом норм предоставления, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В случае если земельные участки предоставляются гражданам, имеющим трех и более детей, для строительства жилья экономического класса, при установлении нормы предоставления земельных участков рекомендуется руководствоваться положениями Методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 июня 2010 года N 303, о верхнем пределе рекомендуемой площади земельных участков для строительства малоэтажных индивидуальных жилых домов экономического класса.

16. При установлении порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков необходимо принять во внимание, что в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

17. При установлении случаев и порядка предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, в том числе для индивидуального жилищного строительства, рекомендуется предусмотреть процедуру поиска и формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена.