ПИСЬМО
от 27 сентября 2013 года N 13-3-04/0049
[Об источниках цен на рыбу и рыбопродукцию для проведения налогового контроля в связи с совершением контролируемых сделок]
Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества (далее - Управление) рассмотрело письмо и сообщает следующее.
1. Пунктами 1 и 2 статьи 105.6 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень источников информации, используемых при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми. В силу подпункта 4 пункта 2 указанной статьи перечень используемой не является исчерпывающим.
Согласно пункту 5 статьи 105.6 Кодекса, при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.
Таким образом, положения Кодекса не устанавливают перечень информационных ресурсов, в которых сведения о рыночных ценах, в частности на водные биологические ресурсы (далее также - ВБР), будут автоматически признаваться надлежащими и достоверными.
Более того, в зависимости от того, какой метод используется при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, источники информации также будут отличаться.
Согласно пункту 3 статьи 105.7 Кодекса, по общему правилу, метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам.
Существует ряд особенностей применения метода сопоставимых рыночных цен, в зависимости от того, какая информация для целей его применения используется.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 105.6 Кодекса и абзацу первому пункта 3 статьи 105.9 Кодекса в целях определения соответствия цены, примененной налогоплательщиком в анализируемой сделке, в качестве сопоставляемой сделки возможно использование сделки, совершенной указанным налогоплательщиком с лицами, не признаваемые с ним взаимозависимыми, при условии, что такая сделка является сопоставимой с анализируемой сделкой (т.н. "внутренние" сопоставимые сделки).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 105.9 Кодекса достаточно одной сопоставимой сделки. В этом случае интервал цен будет представлять единственное значение цены в этой сопоставимой сделке, которое одновременно будет являться верхней и нижней границей интервала цен.
Если такая сделка есть, то в силу пункта 6 статьи 105.6 Кодекса ФНС России не вправе при проведении проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами использовать иную информацию. Таким образом, в соответствии с положениями раздела V.1 Кодекса в целях контроля соответствия цен в сделках рыночным ценам (рентабельности) приоритет установлен в отношении применения метода сопоставимых рыночных цен с использованием "внутренних" сопоставимых сделок.
Для целей применения метода сопоставимых рыночных цен допустимо использовать "внешние" источники информации, в том числе поименованные в пунктах 1 и 2 статьи 105.6 Кодекса, при условии соблюдения следующих критериев:
опубликованная цена (котировка) должна основываться на данных о фактически совершенных сделках;
при формировании цены (котировки) должны исключаться цены в сделках, совершенных между взаимозависимыми лицами;
анализируемая и сопоставляемые сделки совершаются в одинаковых коммерческих и (или) финансовых, или различия указанных условий не оказывают существенного влияния на результаты сделок, или такие различия могут быть учтены с помощью корректировок к условиям и (или) результатам анализируемой или сопоставляемых сделок.
В пункте 4 статьи 105.5 Кодекса указаны характеристики анализируемой и сопоставляемых сделок, которые могут оказывать существенное влияние на коммерческие и (или) финансовые условия сделок, сторонами которых не являются лица, признаваемые взаимозависимыми.
Так, в подпункте 3 пункта 4 статьи 105.5 Кодекса указано на необходимость анализа условий договоров (контрактов), заключенных между сторонами сделки, оказывающих влияние на цены товаров (работ, услуг).
По мнению Управления, применительно к сделкам, предметом исполнения которых является поставка ВБР, в обязательном порядке анализируются следующие условия:
срок поставки (дата) - рынок ВБР имеет волатильный характер в силу его сезонности;
условия оплаты (с предоплатой или без) - поскольку деньги имеют временную ценность, соответственно цена в сделках с предоплатой и без может отличаться;
базис поставки, в том числе с учетом примененных сторонами сделки правил ИНКОТЕРМС;
объем поставки - для крупнооптовых сделок могут предоставляться скидки (т.н. take off discounts),
валюта сделки и др. условия (при наличии).
Следует отметить, что Управлением дополнительно проведен анализ общедоступных источников информации, специализирующихся на представлении информации о ценах на ВБР. В частности к таковым относятся данные крупнейшего информационно-ценового агентства Fish Information and Services (www.fis.com), которое к тому же действует как площадка для проведения онлайн аукционов.
В случае же, если налогоплательщик не может найти сопоставимые сделки или надлежащие источники информация для целей применения метода сопоставимой рыночной цены, то следует использовать иные методы, которые базируются на расчете показателей рентабельности. В данном случае источником информации является бухгалтерская отчетность сопоставимых организаций.
2. Нормативно-правовое регулирование электронного документооборота в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (далее - Закон).