После обработки микроданных наблюдения выполняется процедура распространения, то есть оцениваются показатели программы обследования индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в розничной торговле, по данным обеих выборок в отдельности в соответствии с примененными планами выборок.
Распространение данных каждой из выборок осуществляется в соответствии со следующими общими формулами.
Оценка суммарного показателя:
=, где | (7) |
- оценка суммарного показателя обследования;
- индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d=T) или списочной (d=C) основ;
- суммирование ведется по единицам соответствующей выборки;
- выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов;
- значение признака k-й единицы, полученное в ходе наблюдения.
Количество единиц генеральной совокупности оценивается как сумма выборочных весов единиц, в том числе относящихся к заданному разрезу разработки по типу предприятия и по коду ОКВЭД на 3 знака:
=, где | (8) |
- количество единиц генеральной совокупности;
- индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d=T) или списочной (d=C) основ;
- выборочный вес или фактор распространения, рассчитанный на стадии планирования выборки (согласно используемому плану) и скорректированный с учетом выявленных нетипичных единиц и неответов респондентов.
Средний показатель в расчете на одну единицу наблюдения (индивидуального предпринимателя или торговую дислокацию) рассчитывается как отношение оценки суммарного показателя к оценке объема соответствующей генеральной совокупности.
=, где | (9) |
- средний показатель в расчете на одну единицу наблюдения;
- оценка суммарного показателя обследования;
- индекс, обозначающий расчет по данным выборки из территориальной (d=T) или списочной (d=C) основ;
- количество единиц генеральной совокупности.
Так как обследование территориальной выборки предусматривает получение первичной информации по объекту торговли, а не о деятельности индивидуального предпринимателя в целом, то распространенные итоги относятся к генеральной совокупности объектов торговли. Однако оцененный по данным территориальной выборки любой суммарный показатель обследования, например, объем розничного оборота розничной торговли, является оценкой показателя оборота в целом по субъекту Российской Федерации, то есть для всей генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей в розничной торговле. При этом оцененное среднее, например, оборота розничной торговли, вычисляется в расчете на один торговый объект, а не в среднем на одного предпринимателя.
По данным территориальной выборки объем генеральной совокупности индивидуальных предпринимателей в субъекте Российской Федерации не может быть оценен корректно. В частности из-за того, что одному предпринимателю могут принадлежать несколько объектов торговли. Кроме того, в ходе обследования территориальной выборки данные собираются об объемах деятельности фактически осуществляющих деятельность объектах торговли, которые в том числе могут принадлежать предпринимателям, зарегистрированным в других субъектах Российской Федерации.