В спортивных дисциплинах в наименованиях которых содержатся слова "дельтаплан", "параплан" МС присваивается с 17 лет, КМС, I, II, III спортивные разряды и I юношеский спортивный разряд - с 16 лет, II, III юношеские спортивные разряды - с 14 лет, в остальных спортивных дисциплинах МС присваивается с 18 лет, КМС присваивается с 17 лет, I, II и III спортивные разряды присваиваются с 16 лет, I, II, III юношеские спортивные разряды присваиваются с 16 лет
N п/п | Спортивная дисциплина | Упражнения | Еди- | МС | КМС | Спортивные разряды | Юношеские спортивные разряды | ||||
изме- | I | II | III | I | II | III | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Дельтаплан БУ - парящий полет | Полет на открытую дальность | КМ | 150 | 90 | 40 | 4 | Закончить программу перво- | 3 | Закончить освоение плани- | Освоить планирующие полеты в объеме |
Полет до цели по прямой на дальность | км | 110 | 65 | 32 | 3,5 | обучения плани- | 2,5 | полетов в полном объеме с | программы III юношеского спортивного | ||
Полет до цели через один или несколько поворотных пунктов маршрута на дальность | км | 100 | 60 | 30 | полетам согласно курсу учебно- | элементами парения по программе II юношеского спортивного разряда курса | разряда курса учебно- | ||||
Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута на дальность или полет до цели с возвращением через несколько поворотных пунктов маршрута на дальность | км | 75 | 50 | 28 | 3 | зачетные упражнения с оценкой не ниже "хорошо" | 2 | учебно- | оценкой не ниже "хорошо" | ||
Полет по треугольному маршруту протяженностью не менее 25 км на скорость | км/ч | 40 | 30 | 20 | |||||||
Полет по треугольному маршруту протяженностью не менее 50 км на скорость | км/ч | 32 | 22 | 17 | |||||||
Полет по треугольному маршруту протяжен- | км/ч | 27 | 20 | 15 | |||||||
Полет по треугольному маршруту протяжен- | км/ч | 25 | 17 | ||||||||
Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута протяжен- | км/ч | 42 | 30 | 20 | |||||||
Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута протяжен- | км/ч | 38 | 26 | 17 | |||||||
Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута протяженностью не менее 75 км на скорость или полет до цели с возвращением через несколько поворотных пунктов маршрута протяжен- | км/ч | 35 | 20 | ||||||||
Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута протяжен- | км/ч | 30 | 17 | ||||||||
2 | Параплан - парящий полет | Полет на открытую дальность | км | 110 | 80 | 17 | 3 | Закончить программу перво- | 2 | Закончить освоение плани- | Освоить планирующие полеты в объеме |
Полет до цели по прямой на дальность | км | 70 | 40 | 12 | 2,5 | обучения плани- | 1,5 | полетов в полном объеме с | программы III юношеского спортивного | ||
Полет до цели через один или несколько поворотных пунктов маршрута на дальность | км | 65 | 35 | 10 | 2 | полетам согласно курсу учебно- | 1,5 | элементами парения по программе II юношеского спортивного разряда курса | разряда курса учебно- | ||
Полет до цели с возвращением через один поворотный пункт маршрута на дальность или полет до цели с возвращением через несколько поворотных пунктов маршрута на дальность | км | 50 | 28 | 10 | 2 | зачетные упражнения с оценкой не ниже "хорошо" | 1 | учебно- | оценкой не ниже "хорошо" | ||
Полет по треугольному маршруту на дальность | км | 35 | 20 | 10 | |||||||
3 | Автожир, дельталет - 1, дельталет - 2, микросамолет - 1, микросамолет - 2 | Точность посадки с отключенным двигателем на "палубу" размером 100х25 метров от ее начала | м | 1 | 5 | 10 | 20 | Закончить программу перво- | 20 | Отработать технику пилотиро- | Пройти программу перво- |
Точность взлета и посадки на ограниченной ВПП с минимальными разбегом и пробегом | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | согласно курсу учебно- | курса учебно- | подготовки и вылететь самостоя- | |||
Дальность или продолжительность полета с ограниченным запасом топлива | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | с оценкой не ниже "хорошо" | не ниже "хорошо" | ||||
Дальность полета и количество зачетных пунктов маршрута, пройденных спортсменом за установленное время | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | ||||||
Максимальная дальность полета по контро- | км | 250 | 200 | 120 | 75 | 45 | |||||
Точность навигации с учетом скорости, экономич- | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | ||||||
4 | Мотопараплан, паралет - 1, паралет - 2 | Точность посадки с отключенным двигателем в круг диаметром 6,5 метра от его центра | м | 0,25 | 2 | 4 | 6,5 | Закончить программу перво- | 6,5 | Отработать технику пилотиро- | Пройти программу перво- |
Точность взлета и посадки на ограниченной ВПП с минимальными разбегом и пробегом | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | курсу учебно- | учебно- | вылететь самостоя- | |||
Дальность или продолжительность полета с ограниченным запасом топлива | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | не ниже "хорошо" | "хорошо" | ||||
Дальность полета и количество зачетных пунктов маршрута, пройденных спортсменом за установленное время | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | ||||||
Максимальная дальность полета по контроли- | км | 100 | 75 | 50 | 20 | 20 | |||||
Точность навигации с учетом скорости, экономич- | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | ||||||
Слалом с вешками высотой 2 метра | Про- | 85 | 75 | 65 | 55 | ||||||
Иные условия | 1. Для спортивных дисциплин дельтаплан БУ - парящий полет, параплан - парящий полет: 1.1. Спортивные звания и спортивные разряды присваиваются при условии выполнения трех норм, в течение 1,5 лет, считая со дня выполнения первой нормы на официальных спортивных соревнованиях. 1.2. В спортивной дисциплине дельтаплан БУ - парящий полет МС присваивается при условии, что одна из трех норм выполнена на скорость полета по маршруту. 1.3. МС присваивается за выполнение норм на соревнованиях не ниже статуса чемпионата федерального округа, зональных отборочных соревнований, чемпионатов г.Москвы, г.Санкт-Петербурга. 1.4. КМС присваивается за выполнение норм на спортивных соревнованиях не ниже статуса официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации. | ||||||||||
1.5. I, II, III спортивные разряды и юношеские спортивные разряды присваиваются за выполнение норм на спортивных соревнованиях любого статуса. 1.6. I юношеский спортивный разряд присваивается юношам и девушкам до 18 лет, II юношеский спортивный разряд - до 17 лет, III юношеский спортивный разряд - до 16 лет. 1.7. Нормы II, III юношеских спортивных разрядов выполняются при соблюдении всех следующих условий: 1.7.1. В простых метеоусловиях при отсутствии турбулентности в атмосфере. 1.7.2. Скорости приземного ветра не более 4 м/с. 1.7.3. Высоте планирующих полетов со склона не более 2 метров от поверхности до центра масс сверхлегкого летательного аппарата. 1.7.4. При совершении полетов без помощи средств механизированного старта. 2. Для спортивных дисциплин дельталет - 1, дельталет - 2, микросамолет - 1, микросамолет - 2, мотопараплан, паралет - 1, паралет - 2: 2.1. Для присвоения спортивного звания МС необходимо иметь самостоятельный налет не менее 200 часов; КМС - не менее 100 часов; I спортивного разряда - 70 часов; II спортивного разряд и I юношеского спортивного разряда - 40 часов. | |||||||||||
2.2. МС, КМС, I, II спортивные разряды, I юношеский спортивный разряд штурману (навигатору) присваивается при наличии свидетельства пилота и самостоятельного налета для МС не менее 200 часов, КМС не менее 100 часов, для I спортивного разряда не менее 70 часов, для II спортивного разряда, I юношеского спортивного разряда не менее 40 часов. 2.3. Спортивные звания и спортивные разряды присваиваются при условии выполнения трех норм, из них не более одной на точность, выполненных в течение 1,5 лет, считая со дня выполнения первой нормы. 2.4. При выполнении маршрутных полетов (кроме полетов на точность) должны быть выполнены следующие условия: расстояние между обозначенными ППМ для дельталетов и микросамолетов не менее 10 км, для паралетов и мотопарапланов - не менее 5 км; возвращение на предыдущий ППМ не допускается; прохождение ППМ должно идентифицироваться бортовым регистратором, фотоконтролем или фиксироваться спортивными судьями. | |||||||||||
2.5. Спортивные звания и спортивные разряды присваиваются: МС - на спортивных соревнованиях, не ниже статуса всероссийских спортивных соревнований, включенных в ЕКП; КМС - на спортивных соревнованиях, не ниже статуса чемпионата субъекта Российской Федерации; I спортивный разряд - на спортивных соревнованиях, не ниже статуса официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации; II, III спортивные разряды на соревнованиях, не ниже статуса чемпионата муниципального образования; I, II, III юношеские спортивные разряды на спортивных соревнованиях любого статуса. 2.6. Нормы, выраженные в процентах, исчисляются от результата победителя (не менее). 3. Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного в подпункте 1.6 настоящих иных условий возраста до дня начала спортивного соревнования. |
Сокращения, используемые в настоящих нормах, требованиях и условиях их выполнения по виду спорта "спорт сверхлегкой авиации":
МСМК - спортивное звание мастер спорта России международного класса;
МС - спортивное звание мастер спорта России;
КМС - спортивный разряд кандидат в мастера спорта;
ЕКП - Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
ВПП - взлетно-посадочная палуба;
ППМ - промежуточный пункт маршрута;
СЛА - сверхлегкая авиация;
БУ - балансирное управление.