О направлении материалов научно-исследовательской работы по теме "Определение методики включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу"

5. Способы включения в тариф на оплату медицинской помощи дополнительных затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу

5.1. Основными вариантами определения размера дополнительных затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, включаемых в тариф на оплату медицинской помощи, являются следующие:

5.1.1. На основании суммы амортизации, необходимой для обновления имеющегося в медицинских организациях оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В основе этого варианта лежит оценка (выборочная или сплошная) по конкретным медицинским организациям по каждому профилю количества (и общей стоимости) оборудования, стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

Исходя из средней величины амортизации (износа), характерного для данных видов оборудования, определяется годовая сумма амортизации. Для определения норм амортизации износа используются "Годовые нормы износа по основным фондам учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете СССР", утвержденные Госпланом СССР, Министерством финансов СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР 28 июня 1974 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 11 ноября 1973 года N 824.

Последующее деление годовой суммы амортизации на плановые показатели работы учреждений (количество пролеченных больных, койко-дней, посещений и т.д.) показывает размер затрат, необходимых для замены оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, за счет средств ОМС.

Достоинства:

Данный вариант отражает потребность в оборудовании стоимостью до ста тысяч рублей за единицу исходя из реальной обеспеченности учреждений оборудованием стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. В отличие от дорогостоящего оборудования, оснащенность учреждений здравоохранения оборудованием стоимостью до ста тысяч рублей за единицу относительно неплохая и достаточно равномерная, что позволит поддерживать материально-техническую базу учреждений на сложившемся уровне без существенных различий между различными учреждениями.

Недостатки:

Оценка потребности медицинских организаций в оборудовании стоимостью до ста тысяч рублей за единицу отражает сложившийся уровень оснащений организаций медицинским оборудованием, который может быть явно недостаточным для ряда субъектов Российской Федерации. Поэтому уровень затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу, включаемых в тарифы на оказание медицинской помощи, может оказаться недостаточным и затруднит деятельность медицинских организаций.

5.1.2. На основе размера передаваемых средств в систему ОМС из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (в части средств на приобретение оборудования).

Расчет производится на основании суммы средств, ранее предусматривавшихся в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований для приобретения оборудования, переданных в установленном порядке в систему ОМС.

При этом возможно производить отдельный учет соответствующих сумм, выделявшихся для стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в целях дальнейшего включения этих сумм в тарифы соответственно на услуги стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи (обычно при формировании бюджетов расходы на содержание стационарных и амбулаторно-поликлинических организаций выделяются отдельными целевыми статьями). Делением суммы затрат на приобретение оборудования выделявшихся для стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, соответственно на показатели работы стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений, по которым производится расчет тарифа в системе ОМС (либо иным способом), находятся затраты на приобретение оборудования, включаемых в соответствующий тариф.

Достоинства:

Включение затрат на оборудование в тарифы не будет создавать рисков чрезмерности уровня этих затрат и не приведет к тому, что придется уменьшить расходы по другим статьям (в случае, если сумма затрат на оборудование оказалась бы большей, чем имеются для этого ресурсы системы ОМС).

Недостатки:

- средства на реальное обновление оборудования (при прекращении или резкого сокращения выделения из бюджета в последние посткризисные годы) могут оказаться недостаточными;

- в соответствующих бюджетах может отсутствовать разделение выделявшихся средств на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу и стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу.

5.1.3. На основе заявок медицинских организаций по нормативам оснащения медицинских организаций мебелью и оборудованием стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

За основу данного варианта берутся нормативы оснащения учреждений здравоохранения мебелью и оборудованием на основе имеющихся нормативных документов (порядки оказания медицинской помощи; табели оснащения; другие виды установленных нормативов).

Достоинства:

- данный вариант отражает потребность в оборудовании исходя из научно-обоснованной и нормативно закрепленной потребности в видах оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи;

- имеется возможность учесть специфику (специализацию и т.д.) оказания отдельных видов медицинской помощи.

Недостатки:

- средства на реальное обновление оборудования (при прекращении или резкого сокращения выделения из бюджета в последние годы) могут оказаться недостаточными;

- не во всех случаях имеются порядки оказания медицинской помощи и иные нормативные документы, определяющие оснащение учреждений, кабинетов и т.д.

Отнесение амортизации на услугу может осуществляться следующими основными способами:

1) деление суммы амортизации на количество оказанных услуг;

2) нахождением суммы амортизации в расчете на единицу времени оборудования и умножением полученной величины на время, требуемое для оказания единицы услуги.