О направлении материалов научно-исследовательской работы по теме "Определение методики включения в тариф на оплату медицинской помощи расходов на содержание медицинской организации, а также затрат на приобретение оборудования стоимостью до ста тысяч рублей за единицу"

Таблица 2

     

Характеристика способов включения в тарифы дополнительных затрат на содержание учреждений (медицинских организаций)


Методики

Достоинства

Недостатки

Включение затрат на содержание медицинской организации в состав тарифа

- упрощение взаиморасчетов в системе ОМС;

- в большей степени соответствует идеологии ценообразования в системе ОМС

вызывает необходимость дифференциации "полных" тарифов, включающих в себя затраты как на оказание медицинской помощи, так и на содержание медицинской организации

Включение затрат на содержание медицинской организации в дополнительную составляющую тарифа

легче отслеживать причину дифференциации и принимать меры по постепенной унификации величины расходов

- осложняет систему взаиморасчетов;

- не вполне укладывается в идеологию ценообразования (фактически речь идет о нескольких тарифах)

Выбор в качестве базы для применения коэффициентов величины затрат на оказание медицинской помощи

Позволяет сохранять сложившиеся подходы к расчету затрат на оказание медицинской помощи

уровень затрат на содержание медицинской организации будет зависеть от затрат на оказание медицинской помощи, что затруднит расчеты и контроль расходов на содержание учреждений при наличии дифференцированной системы тарифов на оказание медицинской помощи

Выбор в качестве базы для применения коэффициентов показателя, характерного для накладных расходов (напр., з/п основного персонала)

наиболее простой метод

не совсем точный метод: затраты на содержание учреждения (в первую очередь, коммунальные платежи) плохо корреспондируют с уровнем заработной платы основного персонала

Установление индивидуальных тарифов

Позволяет более точно учесть объективные различия в затратах на содержание учреждений

- усложняет систему тарифов и расчетов со страховыми медицинскими организациями;

- не вполне укладывается в идеологию ценообразования

Использование группировки тарифов

позволяет унифицировать тарифы и создать стимулы к сокращению расходов на содержание медицинских организаций

может сделать тарифы разновыгодными для учреждений с учетом их реальных затрат на содержание медицинских организаций



4.7. При рассмотрении вопроса о том, каким образом определять сумму затрат на содержание медицинских организаций (исходя из расчетной величины потребности или исходя из средств, выделявшихся ранее соответствующими бюджетами на эти цели), следует учитывать следующее.

Наиболее рациональным является определение суммы затрат на содержание медицинских организаций исходя из расчетной величины потребности, поскольку это обеспечивает более высокую точность и адекватность объемов получаемых медицинской организацией средств, ресурсам, необходимым для нормального функционирования медицинских организаций.

Но при этом необходимо исходить из реальных финансовых возможностей, учитывать сложившийся уровень затрат, ранее возмещавшихся за счет бюджетных средств.

4.8. Основными (наиболее применимыми с практической точки зрения и наименее рискованными в отношении финансовой устойчивости медицинской организации) способами включения в тариф на оплату медицинской помощи дополнительных затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом (с учетом вышерассмотренных вариантов), является формирование тарифа на оплату медицинской помощи, включающего две составляющие: базовую и дополнительную. Оплата дополнительной составляющей тарифа на оплату медицинской помощи может осуществляться по следующим принципам:

1. по принципу передачи 1/12 от годовой суммы причитающихся средств на содержание медицинской организации с учетом переданных из бюджета средств и поправочных коэффициентов;

2. по принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из нормативных объемов оказанной медицинской помощи;

3. по принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из фактических объемов оказанной медицинской помощи;

4. по поправочному коэффициенту для разных видов медицинских организаций;

5. по рекомендованной структуре финансовых затрат в составе тарифа;

6. по индивидуальным коэффициентам для каждой медицинской организации (от факта исполнения);

7. установление дополнительного коэффициента на иные затраты, включающие расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, программного обеспечения и прочих услуг.

4.8.1. По принципу передачи 1/12 от годовой суммы причитающихся средств на содержание медицинской организации с учетом переданных из бюджета средств и поправочных коэффициентов.

Сумма средств для финансирования дополнительной составляющей ежемесячно направляется в медицинские организации в размере 1/12 от годовой суммы, переданной из бюджета субъекта на финансирование данных статей расходов на содержание конкретной медицинской организации.

В медицинскую организацию сумма дополнительной составляющей ежемесячно направляется в составе общей суммы перечисленных средств.

Включение суммы дополнительной составляющей в общую сумму средств, перечисляемых в медицинскую организацию, осуществляется путем применения повышающего поправочного коэффициента к тарифам, установленным в размере базовой составляющей.

Поправочный коэффициент для медицинских организаций, финансирование которых осуществляется в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, определяется по формуле:

,


где:

- сумма по тарифам, установленным в размере базовой составляющей;

- 1/12 годовой суммы, переданной из бюджета субъекта на финансирование данных статей расходов на содержание конкретной медицинской организации.

4.8.2. По принципу расчета дополнительной составляющей тарифа, исходя из фактических объемов оказанной медицинской помощи.

Дополнительная составляющая тарифа включает расходы медицинских организаций, не входящие в базовую составляющую тарифа, финансирование которых осуществляется в рамках запланированных объемов средств. Структура дополнительной составляющей тарифа определяется по каждой медицинской организации индивидуально на основании плана финансово-хозяйственной деятельности, утвержденного органом управления здравоохранением.

Величина (суммовое выражение) дополнительной составляющей тарифа рассчитывается по каждой медицинской организации ежемесячно, в соответствии с приведенной ниже методикой: