О Водном налоге
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо Управления ФНС России по Республике Татарстан от 04.07.2013 N 2.20-0-48/01498@ по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования и сообщает.
Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (п.1 ст.11).
Согласно пункту 4 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (далее - Порядок), утвержденному приказом Минприроды России от 29.11.2004 N 710, для получения вышеуказанной лицензии заявитель обязан предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).
На основании данных сведений заявителя и утвержденных запасов подземных вод в лицензии устанавливается предельная величина водоотбора. При этом в связи с тем, что добыча подземных вод для хозяйственно-питьевых нужд и технологических целей, как правило, осуществляется из одних и тех же скважин, отсутствует распределение водоотбора между хозяйственно-питьевым и технологическим использованием.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 333.10 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), в случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется плательщиком водного налога применительно к каждой налоговой ставке.
Следовательно, налогоплательщик обязан вести раздельный учет воды, забранной как для хозяйственно-питьевых нужд, так и для технологических целей, поскольку Налоговым кодексом установлена пониженная ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по водному налогу, утвержденному приказом Минфина России от 03.03.2005 N 29н, раздел 2.1 "Расчет налоговой базы и суммы водного налога при заборе воды из водного объекта" декларации заполняется налогоплательщиком отдельно по каждому водному объекту и каждой лицензии (при её наличии) с учетом целевого использования забранной воды.
В случае осуществления забора воды для различных целей, по которым установлены различные налоговые ставки, раздел 2.1 декларации заполняется в количестве экземпляров, соответствующем количеству расчетов налога по разным налоговым ставкам (т.е. применительно к каждой ставке).
По строке 060 этого раздела отражается лимит водопользования (в тыс.куб.м), установленный в лицензии для конкретного водного объекта и данной цели водопользования при наличии отдельно установленных по целям водопользования лимитов.
По мнению ФНС России, в случае если отсутствуют в лицензии установленные лимиты по целям водопользования, в целях расчета величины квартального лимита по целям водопользования, следует использовать данные обоснованной потребности в водозаборе, которые указываются организацией (индивидуальным предпринимателем) в документах, представляемых вместе с заявкой на получение лицензии (п.3-4 Порядка).
Рассмотрим конкретный пример.
Организация при получении лицензии предоставила сведения о целевом назначении использования водных ресурсов и обоснованной потребности в заборе воды, согласно которым для водоснабжения населения необходим забор воды 120 тыс.куб.м в год, для иных целей - 80 тыс.куб.м в год. В лицензионном соглашении, являющемся неотъемлемой частью лицензии на право пользования водным ресурсом, установлен общий лимит забора воды из данного водного объекта - 200 тыс.куб.м в год.
Учитывая требования пункта 1 статьи 333.10 (налоговая база определяется отдельно для каждой налоговой ставки), а также положения пункта 2 статьи 333.12 Налогового кодекса, согласно которым в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчётно, как одна четвертая утвержденного годового лимита, квартальный лимит забора воды организации составит 50 тыс.куб.м в квартал, в т.ч. для водоснабжения населения - 30 тыс.куб.м, для иных целей - 20 тыс.куб. метров.
В налоговом периоде организацией добыто воды для снабжения населения 40 тыс.куб.м, на иные цели - 30 тыс. куб. метров.
Соответственно, в разделе 2.1 декларации по водному налогу с кодом цели забора воды "1" (водоснабжение населения) следует отразить:
по строке 060 (лимит установленный для данного водного объекта и данной цели водопользования) - 30 тыс.куб.м;
по строке 070 (фактический объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период) - 40 тыс.куб.м;
по строке 080 (фактический объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период в пределах установленного лимита) - 30 тыс.куб.м;
по строке 090 (фактический объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период сверх установленного лимита) - 10 тыс.куб. метров.
При этом следует учесть, что в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога главой 25.1 Налогового кодекса не предусмотрено.
Также в разделе 2.1 декларации с кодом забора воды "3" (иные цели) следует отразить:
по строке 060 - 20 тыс.куб.м;
но строке 070 - 30 тыс.куб.м;
по строке 080 - 20 тыс.куб.м;
по строке 090 - 10 тыс.куб. метров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 Налогового кодекса при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных в пункте 1 данной статьи.
В связи с тем, что обществом превышен рассчитанный квартальный лимит водопользования на 10 тыс.куб.м, налоговую ставку в части данного превышения следует применять с повышающим коэффициентом 5.