Недействующий

О применении положений приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 в части объектов электроэнергетики (фактически утратило силу)

Разъяснения к приказу Рослесхоза от 10 июня 2011 года N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2011 года, регистрационный N 21533)



В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен статьей 45 Лесного кодекса и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 года N 223, зарегистрированным Минюстом России 3 августа 2011 года, регистрационный N 21533 (далее - Правила использования лесов для линейных объектов).

В целях формирования единообразной практики применения лесного законодательства при данном виде использования лесов, оформления и заключения договоров аренды лесных участков, необходимых для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, Рослесхоз считает целесообразным в каждом субъекте Российской Федерации создавать рабочие группы с электросетевыми организациями для обсуждения и решения вопросов.

1. Предоставление лесных участков.


Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки для строительства линейных объектов предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса.


При этом Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает, что при лесном планировании (разработке лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств) целесообразно учитывать схемы размещения объектов электроэнергетики в регионе и заблаговременно планировать необходимость предоставления лесных участков для строительства и эксплуатации линий электропередачи, а также необходимость вырубки соответствующих деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах.

В частности, для рационального использования лесов на соответствующих лесных участках представляется целесообразным заблаговременно планировать мероприятия по заготовке гражданами древесины для собственных нужд, заготовке живицы, а также строительство лесных дорог, прокладку противопожарных разрывов и иных мероприятий, связанных с вырубкой деревьев, кустарников, лиан.

Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса). Таким образом, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков для реконструкции или эксплуатации линейных объектов необходимо подтверждать соответствующие права на такие линейные объекты в установленном порядке.


Отдельно Рослесхоз отмечает, что права на землю должны быть оформлены на все лесные участки в границах земель лесного фонда, на которых расположены линейные объекты. При этом, если собственники линейных объектов соответствующие действия не предпринимают, то органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует принимать меры по побуждению их к оформлению земельных отношений, в том числе в судебном порядке.

Лесным законодательством прямо не предусмотрен порядок определения размеров лесных участков, предоставляемых для размещения линейных объектов. В связи с этим на практике возникает ряд вопросов, связанных с определением площади предоставляемого лесного участка.

Согласно пунктам 2 и 6 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 года N 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения, или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий, либо на земельных участках, отнесенных к иным категориям земель, не указанным выше, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).

Таким образом, требование лиц, использующих леса для эксплуатации линий электропередачи, о предоставлении участков только под опорами линий электропередачи, правомерно.


Определение размеров предоставляемых лесных участков для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, должно осуществляться в соответствии с содержанием разработанной в установленном порядке и прошедшей государственную экспертизу (в случаях, когда это обязательно) проектной документации.


При этом необходимо отметить, что юридические и физические лица обязаны заключить договор аренды на лесные участки или получить их на ином праве, в том числе для строительства, эксплуатации, реконструкции сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий электропередачи.

При определении факта, является ли то или иное сооружение неотъемлемой технологической частью линии электропередачи следует руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций".

Пункт 5 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливает виды лесных участков, которые используются, прежде всего, в целях строительства линейных объектов. В частности, к ним относятся:

земельные участки, не пригодные для выращивания леса или возможные для его выращивания после проведения специальных мероприятий, угодья и земли специального хозяйственного назначения, включая болота, воды, гольцы, дороги, ледники, пастбища, пашни, пески, просеки, сады и ягоды, сенокосы, тутовники, усадьбы и другие (нелесные земли);

участки, на которых древесная растительность погибла в результате лесного пожара (гари);

значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение последних 10-15 лет (пустыри);

мелкие, не возобновившиеся древесными породами участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоев вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера (прогалины).

Кроме того, положения пункта 5 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливают, что для строительства линейных объектов используются также лесные участки, на которых произрастают низкополнотные лесные насаждения и наименее ценные лесные насаждения (лесные насаждения, не соответствующие лесорастительным условиям и не отвечающие экономическим, экологическим целям, а также не имеющие в любом ярусе деревья главных пород в количестве, достаточном для формирования ценных насаждений).

2. Требования к содержанию просек.