В условиях замедления роста глобальной экономики в результате мирового финансового и экономического кризиса Российская Федерация продолжает принимать активные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда, обеспечения его гибкости и сбалансированности, предоставление социальных гарантий и защиту трудовых прав граждан. Максимальный учет социального фактора в реализации антикризисной Программы позволил Российской Федерации стабилизировать ситуацию и выйти на докризисный уровень по основным индикаторам рынка труда.
Международный валютный фонд (МВФ) отмечает восстановление российской экономики после кризиса 2008-2009 годов, в частности устранение разрыва между фактическим и потенциальным объемом производства. По оценкам МВФ, в прошлом году в Российской Федерации продолжался экономический подъем, и темпы роста составили 4,3%. Рост ВВП в 2012 и 2013 годах прогнозируется на уровне примерно 3,7-3,8%*.
_______________
* http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2012/car080312a.htm
По данным Росстата, численность экономически активного населения в Российской Федерации в среднем за 2011 год составила 75,8 млн. человек, при этом численность занятых в различных секторах экономики достигла 70,7 млн. человек*. В III квартале 2012 года аналогичные показатели составили 76,3 млн. человек и 73,3 млн. человек (или около 54% от общей численности населения). Удельный вес женщин в численности занятого населения составил 49,1%.
_______________
* http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/population /wages/#
Уровень занятости населения в сентябре 2012 года достиг 65,1%*, что превышает средний уровень занятости развитых стран и стран - членов ЕС (по оценкам МОТ, 54,8% в 2012 году**). Уровень занятости среди мужчин - 70,7%, среди женщин - 60,2%).
_______________
* http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_01/IssWWW.exe/Stg/d09/3-2.htm
** ILO-Trends Econometric Models, July 2012.
Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения. Общая численность безработных граждан снизилась на 11% (с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% от численности экономически активного населения в 2010 году до 6,6% в 2011 году и в сентябре 2012 года составил 5,3%*. Доля женщин среди безработных составила 46,1%. Уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-24 лет составил 13,1%, что превышает в 3 раза уровень безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет.
_______________
* http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/229.htm
Некоторые группы населения являются наименее конкурентоспособными на рынке труда - например, женщины, имеющие малолетних детей, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы), многодетные родители, граждане с ограниченными возможностями, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов.
В мае 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. В настоящее время готовится законопроект, предусматривающий приведение норм российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции. В соответствии с Государственной программой "Доступная среда" на 2011-2015 годы, субъекты Российской Федерации разрабатывают региональные программы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в наиболее важных сферах жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. Государство оказывает поддержку общественным организациям инвалидов, в том числе в форме субсидий из федерального бюджета, в реализации программ содействия трудоустройству инвалидов на рынке труда, созданию и обеспечению доступности рабочих мест.
Несмотря на относительно благополучное положение на рынке труда в целом по России, региональные рынки труда характеризуются значительной дифференциацией по показателям уровня безработицы и ее продолжительности, территориальной диспропорцией спроса и предложения рабочей силы и наличием отдельных территорий с высокой напряженностью на рынке труда, где этот показатель в 1,5 и более раза превышает среднее значение по РФ. Одна из причин сохранения локализации региональных рынков труда - низкая территориальная мобильность рабочей силы, препятствующая эффективному использованию трудовых ресурсов.
В то же время вызывают беспокойство некоторые социальные показатели. Уровень жизни большой части населения находится ниже прожиточного минимума*, увеличивается разрыв доходов между самыми богатыми и самыми бедными гражданами**, низкий уровень зарплат приводит к большому числу так называемых работающих бедных. Присутствует значительная региональная дифференциация по уровню жизни. Эта ситуация во многом осложняется финансовым и экономическим кризисом, но она также отражает имеющиеся структурные проблемы, а именно - неравномерное распределение результатов экономического роста.
_______________
* По данным Росстата, за девять месяцев 2012 года доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составляет 12,5% (в сравнении с почти 15% в 2011 году). По другим оценкам этот показатель значительно выше (более 50% населения, по данным Всероссийского центра изучения уровня жизни).
** По данным Росстата, соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами по итогам 2011 года составил 16,3 раза.
Вступление России в ВТО в августе 2012 года стало важным шагом на пути к дальнейшей интеграции в мировую экономику. Это будет способствовать увеличению объема инвестиций и торговли и откроет для России новые рынки. В то же время Россия столкнется с жесткой конкуренцией на мировом рынке, что может привести к сокращению объемов внутреннего производства и потере доходов многих россиян. Сегодня на первый план выходят проблемы, связанные с необходимостью модернизации российской экономики, повышением производительности и обеспечением конкурентоспособных товаров и услуг.
В течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назревает необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.
Переход от товарно-сырьевого к инновационному и социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. Необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ с учетом потребностей рынка труда. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.
В настоящее время принята Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения на 2013-2020 годы", основная цель которой - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию эффективно функционирующего рынка труда и обеспечению социальной стабильности в обществе. Важнейшими задачами Программы также являются: удовлетворение спроса на квалифицированную рабочую силу - как за счет внутренних ресурсов, так и за счет внешней трудовой миграции, приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка, обеспечение сохранения здоровья работников путем улучшения условий труда.
Привлечение в реальный сектор экономики квалифицированных рабочих кадров требует создания комфортных и безопасных рабочих мест, отвечающих современным стандартам охраны и безопасности труда. По данным Росстата, растет удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда. Если в 2008 году этот показатель составлял 39,1%, то в 2010 году повысился до 42,5%*. Современное состояние условий труда и системы управления охраной труда создают ограничения для развития инновационной экономики.
_______________
* http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/dl/06-01.htm