Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КРУПНЕЙШИМ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ N 2
Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция) в целях выработки единой позиции по вопросу правомерности начисления амортизации по основным средствам, просит разъяснить следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 253 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) суммы начисленной амортизации относятся к расходам, связанным с производством и (или) реализацией.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 НК РФ амортизируемым имуществом, в частности, признаются объекты недвижимого имущества, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода.
До 1 января 2013 года НК РФ предусматривалось, что по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации, начало начисления амортизации должно совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных средств в эксплуатацию (п.4 ст.259) и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию (п.11 ст.258).
В соответствии с подпунктом б пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 29.11.2012 N 206-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 206-ФЗ) с 1 января 2013 года из статьи 258 НК РФ исключен пункт 11, определявший включение вышеуказанных объектов основных средств в состав амортизационных групп с момента подачи документов на государственную регистрацию.
Вместе с тем, согласно новой редакции пункта 4 статьи 259 НК РФ, изменения в который внесены пунктом 6 статьи 1 закона N 206-ФЗ, начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Таким образом, с 1 января 2013 года НК РФ не связывает момент начала начисления амортизации по объектам основных средств с датой их государственной регистрации, а ставит его в зависимость только от ввода объектов основных средств в эксплуатацию.
При этом новые нормы НК РФ не имеют переходных положений для объектов основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Министерством финансов Российской Федерации по данному вопросу в письме от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285 разъяснено, что изменения, внесенные в НК РФ законом N 206-ФЗ, не распространяются на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 января 2013 года.
Из этого следует, что налогоплательщики, до 1 января 2013 года принявшие к учету и введшие в эксплуатацию в качестве основных средств недвижимое имущество, по которому документы на государственную регистрацию прав не подавались, не могут учесть амортизацию, начисленную по такому имуществу, ни по нормам НК РФ, действовавшим до 1 января 2013, ни по нормам, действующим после этой даты.
Аналогичная позиция Минфина России изложена в письмах от 28.02.2013 N 03-03-06/1/5798, от 12.03.2013 N 03-03-06/1/7285, от 15.03.2013 N 03-03-06/1/7940, от 21.03.2013 N 03-03-06/1/8836, от 29.03.2013 N 03-03-06/1/10161, от 05.04.2013 N 03-03-06/4/11151.
Однако Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 30.10.2012 N 6909/12 (далее - постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12) пришел к выводу, что отсутствие государственной регистрации права на объект основного средства в связи с тем, что налогоплательщиком не реализовано право на своевременное оформление его в собственность, не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта, через амортизацию.
Также Президиумом ВАС РФ сделан вывод, что момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от факта подачи документов на регистрацию.
Однако, выводы суда, изложенные в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 6909/12 расходятся с позицией Минфина России, изложенной в вышеуказанных письмах.
В соответствии с пп.5 п.1 ст.32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
На официальном сайте ФНС России www.nalog.ru вышеуказанные письма Минфина не опубликованы.
Согласно письму ФНС России от 31.05.2013 N ЕД-4-3/9944@ следует, что "по мнению ФНС России, указанное выше постановление Президиума ВАС РФ N 6909/12, а также имеющиеся неясности в действующей с 1 января 2013 года редакции НК РФ, будут способствовать толкованию положения о возможности начисления амортизации по объектам основных средств, отраженных в бухгалтерском учете, введенных в эксплуатацию и используемых в производственной деятельности до 1 января 2013, в пользу налогоплательщиков".
В то же время, согласно письму ФНС России от 18.02.2011 N СА-4-7/2653@, при подготовке актов и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки "должна учитываться сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также постановления и информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты иных судов, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации".
В связи с заявлением ответственным участником КГН Газпром значительных сумм расходов, связанных с амортизацией основных средств, введенных в эксплуатацию до 01.01.2013 и по которым не поданы документы на государственную регистрацию, и обязанностью руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также учитывать при оформлении материалов налогового контроля постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Инспекция просит разъяснить позицию ФНС России по указанному вопросу в настоящее время.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Т.В.Кононова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка