Действующий

Об утверждении Программы мероприятий по охране здоровья матери и ребенка

1. Совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи на основе развития сети перинатальных центров


В течение 2008-2011 годов в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" при софинансировании из федерального бюджета осуществлено строительство и оснащение 22 региональных и одного федерального перинатального центра.

Региональные перинатальные центры открыты в следующих субъектах Российской Федерации: Республика Мордовия, Забайкальский, Краснодарский, Пермский и Красноярский края, Амурская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Курганская, Курская, Мурманская, Ростовская, Рязанская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская и Ярославская области, и 1 федеральный перинатальный центр в структуре ФГБУ "Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии имени В.А.Алмазова" Минздрава России в г.Санкт-Петербурге.

С вводом в эксплуатацию 22 региональных перинатальных центров дополнительно были открыты более 350 хорошо оснащенных коек реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и более 700 коек патологии новорожденных и недоношенных детей. С началом функционирования перинатальных центров стало возможным внедрение трехуровневой системы оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным, что позволяет оказывать адекватную и качественную медицинскую помощь женщинам и детям в соответствии с конкретным диагнозом и состоянием.

Продолжается строительство федерального перинатального центра ФГБУ "Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И.Кулакова" Минздрава России (г.Москва). Ввод в эксплуатацию запланирован в 2014 году.

В субъектах Российской Федерации, где функционируют перинатальные центры, отмечается значимое снижение показателей материнской и младенческой смертности.

Во многом благодаря перинатальным центрам в 2012 году в стране созданы условия перехода Российской Федерации на критерии регистрации живорождений, рекомендованные Всемирной Организацией Здравоохранения, начиная с массы тела 500,0 грамм, что, хотя формально и приводит к определенному росту показателя смертности, но, в то же время, позволяет ежегодно сохранять более тысячи детских жизней.

Создание перинатальных центров позволяет сформировать эффективную трехуровневую систему оказания акушерско-гинекологической помощи в субъектах Российской Федерации, сконцентрировать в одном учреждении беременных высокого перинатального риска и новорожденных, внедрить современные инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями гестационного процесса и экстрагенитальной патологией, снизить материнскую и младенческую смертность в Российской Федерации.

Создание сети перинатальных центров подразумевает не только их строительство, но и совершенно новый уровень организации их работы - организация потока беременных, рожениц и новорожденных в учреждение, в котором сконцентрирован материальный и интеллектуальный ресурс, взаимосвязь со всеми акушерскими и педиатрическими учреждениями территории, организация повышения квалификации сотрудников, работы по единым протоколам. Наличие дистанционного консультативного центра с выездными анестезиолого-реанимационными акушерскими и неонатальными бригадами (неотъемлемая структура перинатального центра) для оказания скорой медицинской помощи позволит реализовать основные функции перинатального центра.

Основным барьером для полноценного функционирования трехуровневой системы перинатальной помощи в настоящее время является тот факт, что большинство регионов не полностью обеспечены койками реанимации и интенсивной терапии для новорожденных, располагающих современным высокотехнологичным оборудованием. Международные данные свидетельствуют о необходимости развертывания четырех реанимационных коек на каждую тысячу родов в территории, однако до настоящего времени в большинстве территорий количество таких коек не превышает 2,5. Разумно организовывать такие койки именно в перинатальных центрах, где предусмотрена концентрация необходимого диагностического оборудования и беременных высокого риска. В развитых государствах перинатальные центры организуются из расчета 1 центр на 1 миллион населения в странах с высокой плотностью населения, и на 500 тыс. населения в странах с низкой плотностью. При таком расчете количество перинатальных центров в России требует существенного увеличения.

В Российской Федерации в настоящее время функционирует 98 перинатальных центров, включая 5 федеральных научно-исследовательских институтов, оказывающих медицинскую помощь по профилям "акушерство и гинекология" и "неонатология" (г.Москва, г.Санкт-Петербург, г.Иваново, г.Екатеринбург, г.Ростов-на-Дону). При этом из 98 перинатальных центров 15 не полностью соответствуют существующим требованиям в связи с отсутствием в структуре перинатального центра отделения патологии новорожденных и недоношенных детей (II этап выхаживания). Многие перинатальные центры, построенные более 10 лет назад, нуждаются в реконструкции и расширении.

Не имеют перинатального центра 22 субъекта Российской Федерации.

Для определения субъектов Российской Федерации для строительства перинатальных центров предлагается использовать следующие основные критерии: количество родов; показатель материнской смертности; показатель младенческой смертности; обеспеченность врачами акушерами-гинекологами; обеспеченность реанимационными койками для новорожденных; наличие перинатального центра в субъекте Российской Федерации; наличие федерального учреждения акушерского профиля в субъекте; наличие на установленном удалении учреждений родовспоможения III уровня (перинатального центра); дефицит или избыток акушерских коек III уровня; занятость акушерской койки. В соответствии с указанными критериями отобраны 32 территории для первоочередного строительства перинатальных центров.

Таким образом, мероприятием предусмотрено строительство 34 перинатальных центров в 32 территориях Российской Федерации. Организация достаточного количества федеральных и региональных перинатальных центров обеспечит совершенствование не только оказания дифференцированной по уровням медицинской помощи, но и системы взаимодействия, мониторинга, обучения кадров с использованием информационных технологий, позволит сформировать эффективную трехуровневую систему оказания акушерско-гинекологической помощи в субъектах Российской Федерации, сконцентрировать в одном учреждении беременных высокого перинатального риска и новорожденных, внедрить современные инновационные технологии в перинатологии и при ведении беременных с тяжелыми осложнениями гестационного процесса, снизить материнскую и младенческую смертность в Российской Федерации.