Последствия передачи товара ненадлежащего качества перечислены в статье 475 Гражданского кодекса РФ.
Например, если недостатки товара не были оговорены продавцом, покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца:
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;
- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
В случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.
Требования об устранении недостатков или о замене товара, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, могут быть предъявлены покупателем, если иное не вытекает из характера товара или существа обязательства.
Таким образом, следуя вышесказанному, покупатель может выбрать, что ему потребовать от продавца:
- соразмерно уменьшить покупную стоимость товара;
- безвозмездно устранить недостатки товара в разумный срок;
- возместить собственные расходы на устранение недостатков.
Но эти требования предъявляются при условии, что недостатки устранимы. Иначе покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денег, уплаченных за товар. Расторжение договора может быть и частичным (по части товара). Возможен еще один вариант - потребовать заменить некачественный товар новым. Какой путь выбрать, покупатель решает сам.
Как правило, покупатель вправе предъявить свои требования продавцу в связи с недостатками товара, обнаруженными только в пределах сроков, которые определены в статье 477 Гражданского кодекса РФ.
При наличии лишь законной гарантии на товар, то есть если не установлен гарантийный срок или срок годности, недостатки в товаре должны быть обнаружены покупателем в разумный срок (в зависимости от свойств товара и его обычного использования), но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Правда, законом или договором может быть предусмотрен более длительный предельный срок для обнаружения недостатков в товаре. При наличии гарантии недостатки в товаре должны быть обнаружены покупателем в пределах гарантийного срока.
Покупатель должен известить продавца о своих претензиях в сроки, указанные в договоре. Если же в договоре такой информации нет, то сделать это можно в течение двух лет со дня передачи товара продавцом. Причем все претензии по качеству должны быть оформлены в письменном виде и переданы поставщику товарно-материальных ценностей.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, либо данным, указанным в сопроводительных документах, покупатель составляет Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по унифицированной форме N ТОРГ-2 (утвержден постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года N 132), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику.
Обращаем внимание на то, что указанный акт составляется по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.
В то же время, по нашему мнению, возможен вариант составления указанного акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии, как это предусмотрено пунктом 2.1.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10 июля 1996 года N 1-794/32-5. В частности, в случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (код по ОКУД 0903001), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
Составленный акт является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику. Акты о приемке товара с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и являются основанием для направления претензионного письма поставщику.
При этом, как уже было указано выше, покупатель сможет предъявить претензию поставщику только в том случае, если брак возник по вине поставщика. В сумму претензии в общем случае включаются стоимость товаров по покупным ценам, сумма убытков, причиненных поставкой некачественного товара.
Что же касается неустойки, то она может быть включена в сумму претензии только в том случае, если предусмотрена условиями договора.
В настоящее время форма претензионного письма законодательно не установлена, поэтому покупатель составляет его в произвольной форме. В письме за подписью руководителя организации следует указать:
- сведения о договоре между поставщиком и покупателем, на основании которого был поставлен товар;
- сведения об акте расхождений;
- требования, предъявляемые продавцу;
- сумму и расчет претензии с полным обоснованием (если претензия подлежит денежной оценке, обстоятельства, на которых основываются требования, с доказательствами, подтверждающими их, со ссылкой на соответствующее законодательство);