НК РФ не уточняет, какие именно расходы относятся к затратам на хозяйственные нужды, которые можно учесть при налогообложении прибыли по подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ.
По обстоятельствам дела, рассмотренного в постановлении Президиума ВАС РФ от 17 марта 2011 года N 14221/10, затраты на приобретение наклеек были учтены налогоплательщиком в составе расходов по налогу на прибыль на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ как расходы на приобретение материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров.
Отказывая в удовлетворении требований организации в названной части, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что алкогольная продукция в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками и маркировка иными знаками для подтверждения подлинности продукции не является необходимой, в связи с чем затраты организации по приобретению наклеек со штрихкодовой информацией не приносят экономической выгоды, а следовательно, являются необоснованными и не могут учитываться при определении налогооблагаемой прибыли.
При этом Президиум ВАС РФ обратил внимание, что расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей предпринимательской деятельности, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными).
Обосновывая правомерность признания для целей налогообложения расходов на приобретение наклеек со штрихкодовой информацией, организация ссылалось на реализацию собственной программы обеспечения качества производимой им продукции и продвижения ее на рынке, поскольку штрихкодовая информация свидетельствует о качестве каждой единицы продукции, гарантирует право потребителя на безопасность товара, защищает его от приобретения нелегальной алкогольной продукции. При этом указанные цели достигались организацией при осуществлении минимальных расходов, так как, по его утверждению, удорожание себестоимости одной единицы алкогольной продукции в связи с затратами на изготовление штрихкодовой наклейки составило лишь 0,33%.