B6.3.21 Если компонент денежных потоков по финансовому или нефинансовому объекту определяется по усмотрению предприятия в качестве объекта хеджирования, то размер данного компонента должен быть меньше общей величины денежных потоков по объекту в целом или равен этой величине. Однако в качестве объекта хеджирования могут определяться по усмотрению предприятия все денежные потоки по объекту в целом и хеджироваться в отношении только одного конкретного риска (например, в отношении только тех изменений, которые вызваны изменениями ставки LIBOR или цены товара, принятой за сравнительную базу).
B6.3.22 Например, в случае финансового обязательства, эффективная процентная ставка по которому ниже ставки LIBOR, предприятие не может по собственному усмотрению определять в качестве объекта хеджирования:
(a) компонент данного обязательства, равный процентным выплатам, рассчитанным по ставке LIBOR (плюс основная сумма долга в случае хеджирования справедливой стоимости); и
(b) отрицательную величину остаточного компонента.
B6.3.23 Однако в случае финансового обязательства с фиксированной процентной ставкой, эффективная процентная ставка по которому (например) на 100 базисных пунктов ниже ставки LIBOR, предприятие может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования изменение стоимости всего этого обязательства (т.е. основной суммы долга и процентов по ставке LIBOR минус 100 базисных пунктов), обусловленное изменениями ставки LIBOR. Если финансовый инструмент с фиксированной процентной ставкой хеджируется спустя некоторое время после его возникновения, и процентные ставки за этот промежуток времени изменились, то предприятие может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования рисковый компонент, равный базовой процентной ставке, которая превышает договорную процентную ставку, по которой производятся выплаты по данному объекту. Предприятие может это сделать при условии, что базовая ставка будет ниже эффективной процентной ставки, рассчитанной исходя из допущения, что предприятие приобрело данный инструмент в тот день, когда оно по собственному усмотрению определило соответствующий объект хеджирования. Например, допустим, что у предприятия появляется финансовый актив номиналом 100 д.е. с фиксированной ставкой, по которому эффективная процентная ставка составляет шесть процентов, в то время, когда ставка LIBOR равна четырем процентам. Предприятие начинает хеджировать данный актив некоторое время спустя, когда ставка LIBOR увеличилась до восьми процентов, а справедливая стоимость актива снизилась до 90 д.е. Предприятие рассчитало, что если бы оно приобрело этот актив в тот день, когда оно по собственному усмотрению определило в качестве объекта хеджирования соответствующий риск изменения процентной ставки LIBOR, то эффективная доходность по данному активу, определенная исходя из его справедливой стоимости в 90 д.е. на тот момент, составила бы 9,5 процента. Поскольку ставка LIBOR ниже указанной эффективной доходности, предприятие может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования компонент, соответствующий восьмипроцентной ставке LIBOR, который состоит частично из предусмотренных договором процентных выплат и частично из величины, представляющей собой разность между текущей справедливой стоимостью (т.е. 90 д.е.) и суммой, подлежащей выплате при наступлении срока погашения (т.е. 100 д.е.).
B6.3.24 Если по финансовому обязательству с переменной процентной ставкой начисляются проценты в размере (например) трехмесячной ставки LIBOR минус 20 базисных пунктов (при этом предусмотрен "флор" - ноль базисных пунктов), то предприятие может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования изменение денежных потоков по данному обязательству целиком (т.е. выплат по трехмесячной ставке LIBOR минус 20 базисных пунктов - включая "флор"), обусловленное изменениями ставки LIBOR. Следовательно, если кривая форвардных ставок трехмесячного LIBOR за оставшийся срок действия данного обязательства не покажет спад ниже 20 базисных пунктов, то денежные потоки по объекту хеджирования будут меняться точно так же, как и по обязательству, предусматривающему выплаты процентов по трехмесячной ставке LIBOR с нулевым или положительным спрэдом. Однако если кривая форвардных ставок трехмесячного LIBOR за оставшийся срок действия данного обязательства (или его части) покажет спад ниже 20 базисных пунктов, то изменчивость денежных потоков по объекту хеджирования будет меньше по сравнению с обязательством, предусматривающим выплаты процентов по трехмесячной ставке LIBOR с нулевым или положительным спрэдом.
B6.3.25 Аналогичным примером нефинансового объекта является сырая нефть определенного вида из конкретного нефтяного месторождения, цена которой отличается от цены, установленной на сырую нефть соответствующего базового сорта. Если предприятие продает такую сырую нефть по договору, предусматривающему ценовую формулу, согласно которой цена одного барреля рассчитывается исходя из цены на базовую сырую нефть минус 10 д.е., но не ниже 15 д.е. ("флор"), то предприятие может по собственному усмотрению определить в качестве объекта хеджирования всю величину изменения денежных потоков по данному договору продажи, обусловленного изменением цены на сырую нефть базового сорта. Однако предприятие не вправе по собственному усмотрению определять в качестве объекта хеджирования компонент, равный общей величине изменения цены на сырую нефть базового сорта. Следовательно, пока форвардная цена (на каждую поставку) не будет держаться на уровне не ниже 25 д.е., денежные потоки по объекту хеджирования будут меняться точно так же, как денежные потоки от продажи сырой нефти по цене, установленной на сырую нефть базового сорта (или с положительным спрэдом). Однако если форвардная цена какой-либо из поставок станет ниже 25 д.е., то изменчивость денежных потоков по объекту хеджирования будет меньше по сравнению с продажей сырой нефти по цене, установленной для сырой нефти базового сорта (или с положительным спрэдом).