О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Транспортный комплекс


За счет опережающего роста высокотехнологичных и ряда других секторов экономики доля транспорта в структуре добавленной стоимости сократится с 6,2% в 2010 году до 4-4,5% ВВП в 2030 году, что означает относительное снижение транспортных издержек. При этом прогнозируется дальнейшее увеличение объемов перевозок пассажиров и грузов. Перевозки возрастут в 2030 году в 1,6-2 раза по сравнению с уровнем 2011 года. Структура объемов коммерческих перевозок грузов и коммерческого грузооборота по видам транспорта (без трубопроводного) существенно не изменится: порядка 50% коммерческого объема перевозок грузов прогнозируется выполнять железнодорожным транспортом и 40% - автомобильным. Доля железнодорожного транспорта в структуре коммерческого грузооборота останется значительной - порядка 90 процентов.

Основными сдерживающими факторами роста перевозок являются состояние инфраструктуры и подвижного состава, рост перегруженности отечественных автомагистралей. Для предприятий железнодорожного транспорта серьезным вызовом станут условия деятельности в рамках Единого экономического пространства, которые предусматривают выравнивание тарифов на перевозки грузов по железным дорогам государств-участников ЕЭП во всех видах сообщения.

В энерго-сырьевом варианте, опирающемся на использование конкурентных преимуществ России в сырьевом секторе, предполагается ускоренное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения освоения новых месторождений полезных ископаемых. Реализации данного сценария будет осуществляться в основном в рамках системы крупных проектов по развитию транспортной системы при формировании новых территориально-производственных кластеров энерго-сырьевой специализации (Нижнее Приангарье, Читинская область, зона БАМ) и развитии подъездных путей к портам и портовым зонам.

Инновационный вариант предусматривает реализацию проектов строительства крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения, создание системы платных автомагистралей и скоростных автодорог, развитие национальной опорной сети аэродромов, включающей и развитие социально-значимых аэродромов (аэропортов) Сибири и Дальнего Востока, создание укрупненных центров организации воздушного движения, дальнейшее развитие морских портов, предусматривающее в том числе увязку с созданием логистической системы, осуществление мер по модернизации и развитию системы внутренних водных путей, речных портов, а также по обновлению парка транспортных средств. При реализации крупных транспортных проектов предусматривается развитие механизма государственно-частного партнерства с применением концессии, а также внедрение системы контрактов жизненного цикла.

Большое внимание будет уделено обеспечению комплексной безопасности и устойчивости функционирования транспортной системы, включая повышение транспортной безопасности, безопасности судоходных гидротехнических сооружений и безопасности дорожного движения, а также снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду на основе увеличения доли применения экономичных и экологичных автомобилей и воздушных судов, переход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива.

В целях достижения целевых показателей развития транспортного комплекса, предусмотренных Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года, и снятия транспортных инфраструктурных ограничений развития экономики страны необходимо обеспечить опережающее развитие транспортного комплекса. Для этого темпы роста инвестиций в транспортный комплекс должны быть выше, чем в среднем по экономике на 5-7 п. пунктов. В долгосрочной перспективе прогнозируется сохранить государственную поддержку развития транспортного комплекса. Одним из инструментов развития инфраструктуры и преодоления дефицита финансирования инвестиций в развитие транспорта станет увеличение соответствующих расходов из федерального и региональных бюджетов с 1,2% ВВП в 2010 году до 2-2,1% в 2030 году.