О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Динамика цен (тарифов) на газ и электроэнергию на розничном и оптовом рынках на период до 2030 года по вариантам Inn, En (рост цен, к 2011 году, в разах)

          

Динамика роста цен на электроэнергию будет обусловлена ростом цен на топливо, потребностью в инвестициях в генерацию и на развитие сетевого хозяйства до момента, пока внутренние цены для потребителей кроме населения не приблизятся к европейскому уровню с 10-15%-ным дисконтом. По оценке, этот период продлится до 2017-2018 года.


В период до 2018 года будут введены в эксплуатацию большие объемы новых эффективных мощностей, а до 2020 года должны быть осуществлены масштабные капиталовложения в развитие электросетевых объектов. Вследствие этого рост цен на электроэнергию в период до 2017-2018 года будет достаточно высоким - примерно 11% до 2016 года, а в 2017-2018 годах - 8-8,5% ежегодно.

После 2018 года динамика внутренних цен на электроэнергию станет ориентироваться на европейскую, в результате рост цен будет существенно ниже. Доходность отрасли будет обеспечиваться более умеренным ростом цен на газ и сокращением его потребления по мере ввода в эксплуатацию новых более эффективных мощностей (в расчете на 1 кВт.ч к 2019-2020 году расход газа может сократиться примерно на 10-12%, а к 2030 году - на 20-22%). Также, чтобы уложиться в прогнозируемые параметры роста цен, следует провести мероприятия по повышению эффективности сетевого хозяйства, сократить затраты.

За 2015-2018 годы цены на электроэнергию для всех категорий потребителей, кроме населения и в неценовых зонах вырастут в 1,4-1,45 раза, а в 2019-2030 годах - в 1,5 раза. В целом за 15 лет рост цен составит 2,1-2,2 раза.

Для сдерживания роста цен на электрическую энергию могут быть реализованы следующие меры:

осуществление оплаты мощности новых АЭС и ГЭС на основе предельных капитальных затрат с исключением целевых инвестиционных средств и средств федерального бюджета при расчете цен на мощность;

внедрение типовых расценок на объекты капитального строительства сетевого хозяйства, установление количественных показателей эффективности инвестиционных проектов и другие мероприятия, направленные на повышение эффективности сетевых компаний;

снижение дополнительных доходов сбытовых компаний за счет создания прозрачных правил розничного рынка электрической энергии, в том числе развитие конкуренции на указанном рынке;

использование возобновляемых источников энергии на территориях Российской Федерации, где их применение является экономически эффективным.

Для населения рост тарифов на электрическую энергию в целом за период 2015-2030 годов составит 3,3-3,4 раза. Тарифы для населения будут доведены до уровня цен для промышленных потребителей к 2024-2025 году, а к 2030 году превысят их в 1,15 раза.

Средние цены на электроэнергию для всех категорий потребителей на розничном рынке в целом за период 2015-2030 годов вырастут в 2,3-2,35 раза и к 2030 году составят 15-15,5 центов за кВт.ч против 9,5-10 центов за кВт.ч в 2014-2015 году.

Рост регулируемых тарифов на тепловую энергию определялся с учетом поэтапного перехода теплоснабжающих организаций на регулирование цен методом доходности на инвестируемый капитал (RAB-регулирование).


Во избежание резких скачков роста тарифов и усиления роста тарифов на услуги ЖКХ и инфляции целесообразно проводить сглаживание выручки с переносом роста на последующие годы. В прогнозе учитывалось сокращение производства тепла самостоятельными котельными, увеличение производства в системах централизованного теплоснабжения и постепенное сокращение потерь тепла при передаче теплосетями примерно от 2-3% в год. По оценке, при этих условиях рост тарифов на теплоэнергию в 2015-2020 годах составит 1,7-1,9 раза, а за 2015-2030 годы - 3 раза.

Повышение регулируемых тарифов на железнодорожные перевозки грузов по обоим рассматриваемым вариантам в основном будет приближено к инфляции в связи с высокой долей транспортной составляющей в конечных ценах и сокращением конкурентоспособности отечественных товаров. За период 2015-2030 годов тарифы вырастут в 1,9-2 раза. При этом для обеспечения безубыточной деятельности ОАО РЖД в период высокого роста цен на энергоносители, учитывая высокую энергоемкость, в период высокого роста цен на энергоносители (до 2017-2018 годов) необходимо оптимизировать операционные затраты, а для финансирования инвестиционных проектов - привлекать заемные средства и другие активы.


Сдерживающее влияние на рост оплаты стоимости перевозки грузов окажет государственное регулирование инфраструктурной составляющей тарифа и конкуренция перевозчиков в рамках Таможенного союза.

Консервативный (энерго-сырьевой) сценарий направлен на ускоренное развитие энергетических монополий по отношению к другим отраслям. Однако и в этом сценарии рост цен также будет ограничен уровнем мировых (европейских) цен. Кроме того, различия в динамике и темпах роста цен (тарифов) инфраструктурных отраслей между инновационным и консервативным сценариями в значительной мере будут обусловлены отличиями динамики обменного курса рубля.

По консервативному сценарию оптовые цены на газ для всех категорий потребителей, кроме населения, будут повышаться ежегодно на 15%, пока не выйдут на 100%-ный уровень равнодоходных цен поставок газа в дальнее зарубежье. За 2015-2021 годы цены вырастут в 2,65-2,7 раза, а за 2015-2030 годы - в 4,2 раза (что в 1,4 раза выше, чем в инновационном варианте).


Выравнивание оптовых цен на газ для населения и для промышленных потребителей завершится к 2024 году, а к 2030 году цены для населения будут выше цен для промышленных потребителей в 1,2 раза. В целом за период 2015-2030 годов цены на газ для населения вырастут в 6,2 раза, что в 1,2 раза выше, чем в инновационном варианте.

За период 2015-2030 годов оптовые цены на газ в среднем для всех категорий потребителей увеличатся в 4,3-4,4 раза и в 2030 году составят 350-360 долларов США. Соотношение между ценами на топливо (газ : уголь : мазут) в тоннах условного топлива нормализуется к 2019 году до 1 : 0,5 : 1,7, а к 2030 году составит 1 : 0,4 : 1,41 в связи с более высоким ростом цен на газ, чем в инновационном варианте.

На электроэнергию конечные цены для всех категорий потребителей, кроме населения, и в неценовых зонах вырастут почти так же, как и в инновационном варианте - в 1,5-1,55 раза за 2015-2020 годы.