Высокотехнологичное машиностроение в настоящее время производит около 2% промышленной продукции, или всего около 0,6% ВВП (в 2020 году - около 2,5% ВВП). Однако его вклад в качественный рост экономики и развитие технологий намного больше. Только авиастроение порождает, по оценке экспертов, около 20% всех технологических инноваций в промышленности. Вклад среднетехнологичных машиностроительных отраслей значительно выше, только автопром дает около 3,8% промышленного производства (в 2020 году - около 4,5%), или 1,2-1,5% ВВП.
Государственная политика развития этих отраслей представлена:
во-первых, комплексом действующих и разрабатываемых программ. Это разрабатываемые в настоящее время государственные программы "Развитие авиационной промышленности", "Развитие судостроительной промышленности", "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", а также принятая Государственная программа вооружений и комплекс федеральных целевых программ ("Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года", "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы", "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы");
во-вторых, субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов и технологическое перевооружение;
в-третьих, применение режима "промышленной сборки" автомобильной техники, ее основных узлов и агрегатов;
в-четвертых, поддержка спроса на продукцию российского производства на внутреннем рынке за счет госзакупок и мер таможенно-тарифной защиты.
В результате реализации корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности и государственных мер поддержки к 2020 году прогнозируется рост производительности труда в авиастроении в 2,9 раза, в судостроении в 3,5 раза, в автомобилестроении в 2,5 раза, в радиоэлектронном комплексе более 10 раз.