О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Соотношение заработной платы в бюджетных отраслях и в целом по экономике (вариант Inn)

2011

2015

2020

2025

2030

В целом по экономике

100

100

100

100

100

в бюджетном секторе образования

67

84

94

95

96

в бюджетном секторе здравоохранения

73

91

108

108

108


Предусматривается также модернизация материально-технического обеспечения системы здравоохранения, дошкольного, общего и профессионального образования, обновление профессиональных компетенций, повышение уровня подготовки персонала.

В результате должна быть сформирована гибкая и диверсифицированная система профессионального образования, отвечающая требованиям рынка труда и потребностям инновационной экономики, как в части образовательных программ, так и в части условий и материально-технического оснащения процесса обучения.

В части дошкольного и общего образования должна быть обеспечена доступность образовательных услуг при одновременной модернизации как учебной работы с детьми, так и работы по их воспитанию и социализации.

В области здравоохранения должна быть сформирована система доступной медицинской помощи, обеспечивающей оказание услуг, объемы, виды и качество которых соответствуют уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. Улучшение качества медицинского обслуживания имеет не только высокий социальный приоритет, но и является важным фактором предложения труда через уменьшение болезней и смертей в трудоспособном возрасте и развития инновационных технологий. Расходы бюджетной системы на здравоохранение будут по-прежнему играть основную роль, хотя их вес должен сократиться с 82% до 72% к 2030 году. Инвестиции в здравоохранение могут повысить рост ВВП на 0,3 п.пункта.

Инновационная компонента содержится не только в эффекте совокупной эффективности (производительности) и вкладе фактора трудовых ресурсов, но в определенной части и в вкладе фактора капитала. В инновационном варианте в структуре вклада в экономический рост капитала (1,6-2 проц. пункта) можно выделить эффект модернизации транспортной инфраструктуры (без трубопроводного транспорта), на который приходится около 0,5-0,6 п.п. роста экономики.

Вклад фактора капитала в экономический рост особенно высок в сценарии форсированного инновационного развития, предполагающего также более благоприятную демографическую ситуацию. В рамках этого сценария средние темпы роста ВВП в долгосрочной перспективе могут превысить 4,5%, а в период 2016-2020 гг. составят в среднем 5,4% в год. Средние темпы роста инвестиций в 2015-2030 годах предполагаются на 0,4 п.п. в год выше, чем в варианте Inn. При этом наиболее высокие темпы роста предполагаются в 2016-2020 годах, для модернизации производств и обновления технологий потребуется рост инвестиций в среднем на 11-12% в год. К 2026-2030 годам темпы роста инвестиций замедлятся до 2-3% в год.

Усиление инвестиционного спроса потребует мобилизации дополнительных финансовых ресурсов. Норма сбережения домашних хозяйств в 2015-2025 годах будет выше, чем в других сценариях. Норма накопления достигнет максимальных значений в 2021-2024 годах - более 33% (в варианте Inn норма накопления возрастает к 2030 году до 31%).