Вариант | Иннова- | Консер- | Форсиро- | |||
ВВП | 4,4 | 3,6 | 4,7 | |||
Совокупная производительность | Всего | 2,7 | 2,1 | 2,7 | ||
в том числе: | догоняющее развитие | 1,5 | 1,5 | 1,5 | ||
расходы на НИОКР | гос. частные | 0,3 | 0,1 | 0,3 | ||
расходы на образование | гос. частные | 0,4 | 0,2 | 0,4 | ||
Труд | Всего | -0,1 | -0,1 | 0 | ||
в том числе: | расходы на здраво- | гос. частные | 0,2 | 0,1 | 0,2 | |
Капитал | 1,8 | 1,6 | 2,0 |
Инновационный сценарий характеризуется более высокими параметрами импортозамещения и инновационной активности компаний, а также более высоким уровнем частных и государственных инвестиций в развитие человеческого капитала, инновационной и транспортной инфраструктуры. Эти факторы повышают средний темп роста ВВП на 0,8 п.п. в год по сравнению с параметрами консервативного сценария. В результате к 2030 году ВВП будет на 18% превышать уровень консервативного сценария.
Существующий разрыв между качеством капитала и уровнем организации производственных процессов в России и в странах - экономических лидерах дает возможность и далее обеспечивать рост производительности за счет заимствования существующих практик и закупки передового оборудования. Реализация этого потенциала обеспечит в среднем ежегодный дополнительный прирост ВВП на уровне 1,5 п. пункта. Максимальный экономический эффект этого фактора будет проявляться до 2020 года, когда вклад в прирост ВВП может превышать 2 п. пункта. По мере приближения к уровню развитых стран действие этого фактора будет ослабевать.
Инновационный и консервативный варианты различаются, прежде всего, за счет инновационной составляющей роста. В консервативном варианте ее вес остается на уровне 2000-х годов (0,5 п.п.), тогда как в инновационном сценарии ее вклад повышается как минимум втрое.
Увеличение инновационной компоненты развития обеспечивается за счет вклада науки и технологий (и частных, и государственных затрат), который дает около 0,6 п.п. роста ВВП, и повышения качества человеческого капитала (образования и здравоохранения) - 0,8 п.п. экономического роста. При этом предполагается опережающий рост частных инвестиций по сравнению с бюджетными.
Увеличение государственных и частных расходов на научную деятельность и опытно-конструкторские разработки по инновационному варианту обеспечит устойчивый рост доли науки в производстве ВВП с 1% в 2010 году до 2% в 2030 году (расходов на НИОКР до 3% ВВП). Предполагается перелом в динамике частных расходов на НИОКР, которые с нынешнего минимального уровня в 0,4% ВВП повысятся до 1,4-1,5% ВВП и станут сопоставимы с уровнем государственной поддержки НИОКР.
Предполагается опережающий рост прикладных исследований и разработок, особенно связанных с задельными поисковыми работами, обеспечивающими создание новых прорывных технологий. Реализация государственной программы развития науки и технологий обеспечит создание новых мощных научных установок ("мега сайнс"), расширяющих горизонты фундаментальных исследований. Значительно возрастет вовлеченность высшего образования в научные и инновационные исследования и разработки. Сформируется сеть университетов, обладающих компетенциями мирового уровня.
В отличие от инновационного в консервативном сценарии доля сектора науки в ВВП не повысится и будет сохраняться в диапазоне 1,0-0,8% на протяжении 2010-2030 годов.
Инновационный характер развития экономики обеспечивается также за счет более высоких расходов на человеческий капитал, которые к 2030 году вырастут до 14,1% ВВП (в 2010 году 9,8% ВВП). Рост будет происходить как за счет государственных, так и за счет расходов граждан и организаций.