О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года

Темпы роста ВВП стран Таможенного Союза и Украины, %

2010

2011

2012-2030

2030/2010

Белоруссия

7,7

5,3

4,5

в 2,4 раза

Украина

4,2

5,2

6,2

в 3,3 раза

Казахстан

7,3

6,5

5,7

в 3,1 раза


Рост цен на нефть будет в большей степени стимулировать экономики России и Казахстана. Развитие интеграционных процессов станет дополнительным фактором роста экономик Казахстана, России и Белоруссии. При этом наибольшее позитивное влияние интеграция может оказать на экономику Белоруссии, при условии достижения устойчивости платежного баланса и бюджетной системы. В условиях отсутствия воздействия внешних и внутренних шоков возможности роста белорусской экономики до 2030 года оцениваются в диапазоне 4-5 процентов.

В Казахстане перспективы экономического роста до 2030 года будут определяться достаточно благоприятной конъюнктурой мирового рынка энергоносителей и ростом глобального спроса на металлы, растущим спросом со стороны Китая и других динамично развивающихся стран азиатского региона. Промышленная политика будет сконцентрирована на увеличении производства нефти, развитии транспортного машиностроения и реализации долгосрочных инфраструктурных проектов. В долгосрочной перспективе экономический рост может опираться на усовершенствованную региональную транспортную инфраструктуру, которая способствует развитию ряда отраслей, связанных с экспортным и энергетическим секторами. Среднегодовые темпы роста экономики Казахстана на протяжении всего периода до 2030 года будут составлять около 5,5% с тенденцией к некоторому замедлению к концу периода.

На Украине сохранится сильная зависимость экономической динамики от экспорта. Спрос со стороны основных экспортных рынков (России и ЕС) останется очень важным источником роста, так же как и динамика мировых цен на сталь. Относительно низкая база позволит украинской экономике поддерживать темпы роста, существенно превышающие среднеевропейский уровень. Вероятно расширение дефицита счета текущих операций, связанное с ростом внутреннего потребительского и инвестиционного спроса, что может привести к периодическим шоковым коррекциям в экономике. В целом долгосрочная траектория роста закрепится в диапазоне 4,5-5,5% с некоторым замедлением к концу периода.

Кроме основного варианта был также рассмотрен дополнительный сценарий мировой нестабильности, предполагающий реализацию негативных рисков мирового развития: финансовых, демографических, торговых дисбалансов и социально-политических конфликтов.

В отличие от благоприятного основного варианта предполагается не ослабление, а сохранение разбалансированности государственных финансов, высоких фискальных дефицитов и продолжающийся рост суверенных долгов в развитых странах. Этот сценарий в целом предполагает более высокие процентные ставки, связанные с ростом премии за риск по государственным долгам. Кроме того, более высокие бюджетные дефициты в развитых странах означают более низкий глобальный уровень сбережений, что также будет определять повышение процентных ставок. Это будет ограничивать рост инвестиций и возможности роста потенциального выпуска. В этом сценарии будут в большей степени сохраняться глобальные дисбалансы в результате меньших государственных сбережений в странах ОЭСР, преимущественно представленных странами с негативными значениями сальдо текущих операций. Другим важным вызовом для развитого мира будет быстрое старение населения. В случае отсутствия существенных реформ на рынке труда, способных обеспечить увеличение активного возраста населения и поддержание предложения на рынке труда, демография может в большей степени замедлить экономический рост. Прежде всего, это касается стран ЕС, Японии, Кореи и Канады. В целом в условиях этого сценария средний рост в США в 2012-2030 годах снижается до 1,4% с 2,2% в основном сценарии. Рост в Еврозоне в среднем не превысит 0,6 процента.

Для стран "догоняющего роста" принципиальным в долгосрочном периоде будет сохранение возможностей трансферта технологий и открытости внутренних рынков для прямых инвестиций, а также возможностей закупки технологического импорта. В случае возобновления трендов на регионализацию глобальных рынков и возрастание тенденций протекционизма разрыв в производительности между развитыми и развивающимися странами может сокращаться более медленно. В этом сценарии средний рост в странах БРИК снижается до 4,5% против 5,5% в основном сценарии. В наибольшей степени торможение роста коснется динамично развивающихся экономик Китая и Индии. Дополнительным барьером мирового развития может стать хроническая нестабильность в нефтедобывающих странах Ближнего и Среднего Востока.

В целом, глобальный рост в условиях развития негативного сценария может снизиться в 2012-2030 годах в среднем до 2,6% против 3,4% в условиях основного сценария.