Степень износа основных фондов, % | Потребность в новых рабочих местах, млн. чел. | |||
Всего по экономике | 45,3 | 25 | ||
в том числе | ||||
Сельское хозяйство | 42,2 | 2,4 | ||
Добыча полезных ископаемых | 50,9 | 0,4 | ||
Обрабатывающие производства | 45,6 | 4,3 | ||
Производство и распределение | 51,2 | 0,8 | ||
электроэнергии, газа и воды | ||||
Строительство | 45,5 | 2,1 | ||
Торговля | 33,8 | 3,4 | ||
Транспорт и связь | 55,1 | 2,5 | ||
Образование | 51,0 | 2,6 | ||
Здравоохранение | 50,6 | 2,0 | ||
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 40,7 | 0,9 | ||
Другие отрасли | 3,6 |
В результате негативных демографических трендов численность занятого населения снизится к 2030 году по инновационному сценарию до 64,3 млн. человек против 67,6 млн. человек в 2010 году. По мере экономического развития в структуре занятого населения восстановится доля наемных работников. Если в 2010 году она составила около 69% от занятых в экономике, то к 2030 году повысится до 71%. Относительный рост количества наемных работников будет связан со снижением доли на рынке труда сельскохозяйственного сектора, а также ростом спроса на высококвалифицированную рабочую силу.
На фоне сокращения предложения на рынке труда, а также за счет повышения мобильности трудовых ресурсов, внедрения новых форм занятости и ослабления дисбаланса профессионально-квалификационной структуры занятости в долгосрочном периоде ожидается снижение уровня структурной безработицы. Изменение возрастной структуры экономически активного населения в пользу более старших возрастов также будет позитивно влиять на снижение структурной безработицы. К 2030 году безработица может снизиться до уровня 4,5% от экономически активного населения.
Во всех вариантах прогноза в части оплаты труда работников бюджетного сектора до 2020 года предполагается доведение до эффективного уровня заработной платы медицинских и педагогических работников, работников культуры и научно-исследовательского персонала и сохранение ее на достигнутом уровне до 2030 года.
Предусматривается использовать на цели повышения оплаты труда основного персонала средства, высвобождаемые в результате оптимизации численности работников учреждений, исходя из объемов оказываемых государственных услуг.
При этом в консервативном варианте распространить эффективный контракт предполагается лишь на 50% медицинских, педагогических, научных работников и работников культуры.
В инновационном варианте прогноза предполагается, что до 2025 года темпы роста реальной заработной платы в частном секторе будут несколько отставать от темпов роста производительности труда, в период с 2026 по 2030 год - несколько опережать производительность труда.
В результате, в 2012-2030 годах реальная заработная плата в целом по экономике будет расти темпами 5,2%, а ее рост к 2030 году составит 2,6 раза.
В консервативном варианте заработная плата во внебюджетном секторе на протяжении всего прогнозного периода будет отставать от темпов роста производительности труда. В целом по экономике реальная заработная плата за 2012-2030 годы вырастет в 2,2 раза.
В прогнозе предусматривается сохранение действующей модели пенсионного обеспечения населения, предполагающей индексацию пенсий в соответствии с индексом инфляции и соотношением между ростом заработной платы и доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. В результате средний размер трудовой пенсии (среднегодовой) к 2030 году увеличится по сравнению с 2011 годом в инновационном варианте в 4,7 раза и в консервативном варианте - в 4,1 раза. Соотношение среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера к 2030 году увеличится с 1,7 раза в 2011 году до 2,9 раза и 2,5 раза по инновационному и консервативному вариантам соответственно.
Повышение уровня пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе также будет поддержано за счет дополнительных пенсионных накоплений гражданами в рамках системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. По оценке, накопительная составляющая позволит увеличить коэффициент замещения для ее получателей на 4-5% в 2030 году в зависимости от ожидаемой доходности пенсионных накоплений (1-2% в реальном выражении).
Обеспечение эффективного уровня заработной платы в бюджетном секторе, повышение уровня пенсионного обеспечения будут способствовать сокращению доли бедного населения. В инновационном варианте уровень бедности снизится с 12,8% в 2011 году до 10,2% к 2020 году и до 7,5% в 2030 году. В консервативном варианте сокращение доли бедного населения будет происходить медленнее и достигнет к 2030 году 8,2 процента.
Среднегодовые темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения в инновационном варианте в 2012-2030 годах составят 4,4 процента.
Низкий накопленный долг домашних хозяйств и рост в структуре населения людей старше трудоспособного возраста будут определять постепенное снижение нормы сбережения в период с 2012 по 2025 год до 10%. С учетом ожидаемого с 2025 года роста в структуре населения людей предпенсионного возраста норма сбережения к 2030 году превысит уровень 11%. При этом оборот розничной торговли будет расти темпами, опережающими доходы, - среднегодовые темпы за период 2012-2030 годов составят 4,7%. Также прогнозируется ускоренный рост услуг со среднегодовыми темпами 5,2 процента.
Исходя из более медленных темпов роста заработной платы и пенсий, предусматриваемых в консервативном варианте, среднегодовые темпы роста реальных доходов населения в 2012-2030 годах составят 3,7 процента. В этих условиях розничный товарооборот будет расти среднегодовыми темпами 4%, а платные услуги - 4,5 процента.