Консервативный | Инновационный | |
Конкурентные преимущества | Утрата ценовых преимуществ | Рост технологической конкурентоспособности и снижение энергоемкости |
Изменение структуры экономики | Закрепление доминирования сырьевого сектора | Диверсификация экономики и экспорта |
Социальное развитие | Частичная модернизация социальной сферы | Рост инвестиций в человека и НИОКР |
Региональный аспект | Рост регионального неравенства при формировании новых энергосырьевых кластеров на Урале, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке | Сокращение регионального неравенства |
Место в мировой экономике | Усиление зависимости от конъюнктуры рынков углеводородов и сырья, а также импорта технологий | Специализация на рынках сырья с глубоким уровнем переработки и высокотехнологичной продукции |
концентрацией инновационной активности преимущественно в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, основная химия), сопряженных машиностроительных производствах, обеспечивающей их технологическую модернизацию и повышение конкурентоспособности на мировых рынках;
сохранением относительно низкого уровня инновационной активности высокотехнологичных секторов, закреплением их качественного отставания от лидирующих стран и сохранением высоких темпов импорта.
Сценарий инновационного развития опирается на использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), но и в новых наукоемких секторах и "экономике знаний" и масштабное изменение структуры российского экспорта. Он предусматривает:
создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на отдельных сегментах мировых рынков средне- и высокотехнологичных товаров и услуг;
глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;
модернизацию инфраструктурных отраслей экономики - транспорта, включая реализацию проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей и новой сетки региональных и местных авиаперевозок, что обеспечит качественно иной уровень мобильности населения, а также электроэнергетики при значительно более высоком, чем в консервативном варианте, повышении эффективности энергосбережения;
создание сети конкурентоспособных инновационных кластеров, новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;
развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США, Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции в рамках Евразийского союза и СНГ;
улучшение диверсификации российской экономики и российского экспорта. Определится специализация России на рынках высокотехнологичной продукции - авиационной и космической техники, судостроительной продукции, ядерных технологий, создания программного обеспечения, космических запусков, услуг космической связи, навигации и геоинформационного обеспечения. Экспорт машиностроительной продукции в долларовом выражении увеличится к 2020 году по отношению к 2010 году в 3,5 раза; ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных рисков и административных барьеров, развитие новых компаний и усиление предпринимательской составляющей российского бизнеса, повышение качества государственных услуг и эффективности государственного управления при усилении его стратегической программной составляющей.
Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий. Ресурсы и уровень организации бизнеса и занятых в инновационных секторах экономики значительно слабее, чем в энерго-сырьевых (около трети занятых и 10% ВВП). Инновационный социально-ориентированный сценарий предполагает значительно более сложную модель управления и для государства, и для бизнеса. Он связан с инвестированием в высокотехнологичные проекты и развитие человека с параметрами, далеко выходящими за сложившиеся на рынке среднесрочные пределы окупаемости. Однако основные барьеры вызваны не проблемами недостаточной доходности, а дефицитом конкурентоспособных по мировым критериям профессиональных кадров, как на уровне корпораций, так и государственного управления, неэффективностью механизмов координации усилий.
Переход к инновационному социально-ориентированному развитию предполагает формирование новой элиты в бизнесе, государственном аппарате и обществе, ориентированной на завоевание Россией лидирующих позиций в мире.
В рамках инновационного сценария дополнительно рассмотрен вариант с форсированными темпами роста (сценарий форсированного роста), который характеризуется повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью. Среднегодовые темпы роста ВВП повышаются до 4,7 процента.
Сценарий предполагает более интенсивный приток капитала. При этом сальдо счета текущих операций на протяжении всего прогнозного периода будет находиться в отрицательной области, что повышает уязвимость российской экономики по отношению к внешним шокам.
Дополнительно сценарий предполагает более благоприятные демографические тренды. К 2030 году численность населения достигнет 147,7 млн. человек против 142 млн. человек по основному сценарию. Численность трудоспособного населения сократится в меньшей степени.
Экологический вариант инновационного сценария. Инновационный сценарий характеризуется значительным усилением требований к экологичности экономического развития. В соответствии с требованиями Киотского протокола и ожидаемыми параметрами рамочного соглашения по снижению антропогенной эмиссии парниковых газов после 2012 года выбросы парниковых газов в России не должны превысить уровень 1990 года, и к 2050 году возможен ориентир на уменьшение выбросов на 30-50% от уровня 1990 года. Ужесточение экологических требований может значительно видоизменить параметры экономического развития в рамках инновационного сценария.
По предварительной оценке, повышение стоимости оборудования в результате ужесточения требований к объемам выбросов и сдвиг структуры инвестиций в пользу транспорта, топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) могут привести к снижению темпов роста ВВП по сравнению с основным инновационным сценарием на 0,3-0,5 п.п. в год после 2020 года. Согласно экспертным оценкам, объемы выбросов парниковых газов в России приблизятся к уровню 1990 года в пессимистичном сценарии не ранее 2018 года, а при оптимистичном развитии энергосберегающих и низкоуглеродных технологий планка 1990 года может остаться непреодоленной.
При экологическом сценарии развития предполагается изменение структуры используемых топливно-энергетических ресурсов со снижением доли ископаемого топлива, особенно угля и других видов топлива с высоким содержанием серы. Фактором сдерживания эмиссии парниковых газов в электроэнергетике может стать замещение твердого топлива газом. Эффективной мерой будет замещение угольных теплоэлектростанций газовыми, имеющими более низкую стоимость строительства, более низкий уровень выбросов в атмосферу и более высокий КПД. Снизить эмиссию парниковых газов позволит увеличение доли энергии, вырабатываемой на ГЭС и АЭС, и альтернативных видов энергии.
Вместе с тем экологизация производства создает новые "окна возможностей" для развития экономики. Прежде всего, это касается создания современной индустрии переработки отходов, новых возможностей в развитии сельского хозяйства (биотопливо) и углерододепонирующих насаждений ("Лесов Киото").
Инновационный сценарий обеспечивает значительное продвижение к целевым параметрам и качественным приоритетам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. В то же время прогнозируемые темпы роста российской экономики отстают от параметров Концепции, что связано как с потерями из-за кризиса 2008-2009 годов, так и переходом российской экономики в режим более медленного, но более сбалансированного развития, чем предполагалось ранее.