Неофициальная оплата услуг, как правило, не афишируется ни производителем, ни потребителем услуг. Установить размеры этого явления путем традиционного статистического наблюдения не представляется возможным.
Поэтому для ее оценки применяется метод сопоставления данных об объеме потребленных населением платных услуг, полученных из разных источников: от производителей услуг (на основе федерального статистического наблюдения с досчетами на скрытую и незарегистрированную деятельность) и от потребителей услуг (на основе материалов обследования бюджетов домашних хозяйств).
Обследование бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ) по своему характеру является многоцелевым. Его основные задачи определены как получение весовых показателей для расчета индекса потребительских цен и данных для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов. Традиционно бюджетное обследование также является источником статистических данных о распределении населения по уровню материального благосостояния, об уровне бедности и потреблении продуктов питания. ОБДХ проводится во всех субъектах Российской Федерации по выборочному методу и охватывает 49 тыс. домашних хозяйств.
В рамках ОБДХ рассчитываются потребительские расходы домашних хозяйств на оплату услуг, с выделением отдельных видов услуг. С некоторым допуском можно принять этот показатель идентичным показателю "Объем платных услуг населению". В этом случае превышение данных ОБДХ над данными об объеме платных услуг населению можно считать оценкой неофициальной оплаты услуг.
При этом следует иметь в виду, что неофициальная оплата услуг распространена при оказании не всех видов услуг, а только отдельных из них (медицинских, образовательных, физической культуры и спорта, ремонтных, парикмахерских, ритуальных услуг, услуг бань и т.п.).
Превышение данных об объеме платных услуг населению может быть за счет учета в нем в отличие от данных ОБДХ экспорта услуг и оплаты услуг работодателями.
Для сопоставления данных об объеме платных услуг населению с данными бюджетного обследования домашних хозяйств данные ОБДХ должны быть переформированы под видовую структуру объема платных услуг населению с использованием таблицы соответствия видов услуг по ОКУН и направлений потребления по используемому в бюджетном обследовании Классификатору индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (далее - КИПЦ-ДХ), приведенной в приложении N 4 к настоящей Методологии.
Поскольку уровень дезагрегации большинства направлений потребления по КИПЦ-ДХ позволяет достигнуть лишь частичного их соответствия подгруппам/видам услуг по ОКУН, для корректного сопоставления при распределении данных ОБДХ по соответствующим подгруппам/видам платных услуг населению необходимо использовать экспертные оценки доли. Экспертные оценки доли отражают, в какой части следует учесть данные ОБДХ в определенной подгруппе/виде платных услуг населению, их величина находится в интервале от 0 до 1.
Примерные значения экспертных оценок доли в разрезе направлений потребления приведены в приложении N 5 Специалист ТОГС, осуществляющий оценку неофициальной оплаты услуг, вправе в ходе расчетов уточнить эти значения с тем, чтобы учесть местные особенности в потреблении услуг на данной территории. При этом должен быть соблюден арифметический контроль: если сумма приведенных в приложении N 5 по какому-то направлению потребления экспертных оценок доли равна единице, то и после уточнения они также должны в сумме давать единицу.
Пример (данные условные):
По данным ОБДХ, "Пошив и прокат одежды" (код идентификационный по КИПЦ-ДХ 198) составил в отчетном периоде 150 млн. рублей. В части пошива одежды это направление потребления соответствует подгруппе услуг "Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий" (код ОКУН 012000), а в части проката одежды - виду "Услуги предприятий по прокату" (код 019400). Данные ОБДХ должны быть распределены между этими двумя видами услуг следующим образом:
Наименование видов услуг | Код ОКУН | Экспертная оценка доли | Расчет |
ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделии текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий | 012000 | 0,85 | 150 x 0,85 = 127,5 |
услуги предприятий по прокату | 019400 | 0,15 | 150 x 0,15 = 22,5 |
Таким образом, из 150 млн. рублей, показанных в ОБДХ по строке "Пошив и прокат одежды" 127,5 млн. рублей соответствует коду ОКУН 012000 и 22,5 млн. рублей - коду ОКУН 019400.
После переформирования данных ОБДХ по структуре объема платных услуг населению производится оценка неофициальной оплаты услуг (Оноу) по следующей формуле:
Оноу = Обдх - (Онб + Осд + Онд), где | [24] |
Обдх - расходы населения на оплату услуг по данным ОБДХ, распространенные на генеральную совокупность и переформированные с использованием таблицы соответствия видов услуг по ОКУН направлениям потребления по КИПЦ-ДХ и экспертных оценок доли;
Онб - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу;
Осд - объем сокрытия платных услуг населению по всем типам хозяйствующих субъектов;
Онд - оценка незарегистрированной деятельности.
Полученные по формуле [24] отрицательные величины разницы между Обдх и О(нб+сд+нд) не рассматриваются, в дальнейшие расчеты берутся только положительные значения Оноу.
Для повышения качества оценки неофициальной оплаты услуг в случаях, когда рассчитанный по формуле [24] Оноу, вызывает у специалиста сомнения в достоверности, рекомендуется провести ретроспективный анализ.
Если из года в год тенденция в соотношении Обдх и О(нб+сд+нд) не меняется, то причина может быть в разном наполнении этих показателей. Тогда следует проверить соблюдены ли соответствия и пропорции между идентификационными кодами КИПЦ-ДХ и ОКУН, приведенными в приложении N 5 к настоящей Методологии.
Если на протяжении 4-5 последних лет единой тенденции в соотношении Обдх и (Онб + Осд + Онд) не наблюдается, то возможно не совсем корректно проведено распространение данных бюджетного обследования домашних хозяйств на генеральную совокупность.
Следует учитывать и такой фактор, как приобретение услуг жителями данного субъекта Российской Федерации в соседнем субъекте. Это особенно характерно для Московской и Ленинградской областей.