Действующий

Международный кодекс по системам пожарной безопасности (Кодекс по системам пожарной безопасности) (с изменениями на 1 января 2016 года)

2.2.3 Компоненты системы

2.2.3.1 Невозвратные устройства

2.2.3.1.1 Для предотвращения обратного потока паров и жидкостей в установку инертного газа или в любые газобезопасные помещения должно быть установлено не менее двух невозвратных устройств.

2.2.3.1.2 Первым невозвратным устройством должен быть палубный водяной затвор мокрого, полусухого или сухого типа или стопорное и спускное устройство двойного действия. Допускается применение двух расположенных последовательно запорных клапанов с выпускным клапаном между ними, при условии что:

.1 срабатывание клапана происходит автоматически. Сигнал(-ы) на открытие/закрытие должен(-ны) непосредственно генерироваться технологическими параметрами, такими как, например, поток инертного газа или перепад давления; и

.2 имеется аварийно-предупредительная сигнализация на случай ошибочного срабатывания клапанов, например, рабочее состояние "остановка вентилятора" и "открытый(-ые) впускной(-ые) клапан(-ы)" является аварийным состоянием.

2.2.3.1.3 Вторым невозвратным устройством должен быть невозвратный клапан или равноценное устройство, способное предотвращать обратный поток паров и жидкостей и установленное между палубным водяным затвором (или равноценным устройством) и первым ответвлением от магистрали инертного газа, соединяющим магистраль с грузовым танком. Оно должно быть оборудовано устройством принудительного закрытия. В качестве альтернативы устройству принудительного закрытия может быть установлен дополнительный клапан на участке между невозвратным клапаном и первым ответвлением, соединяющим магистраль с грузовыми танками, с целью обеспечения отсечения палубного водяного затвора или равноценного устройства от магистрали инертного газа, идущей к грузовым танкам.

2.2.3.1.4 В случае установки водяного затвора должна быть предусмотрена возможность его питания от двух отдельных насосов, каждый из которых должен обеспечивать бесперебойную подачу достаточного количества воды. Во всех случаях падения уровня воды в водяном затворе должна срабатывать звуковая и световая сигнализация.

2.2.3.1.5 Устройство затвора или равноценных устройств и относящейся к ним арматуры должно предотвращать обратный поток паров и жидкостей и обеспечивать надлежащую работу затвора в эксплуатационных условиях.

2.2.3.1.6 Должны быть приняты меры для защиты водяного затвора от замерзания, но таким образом, чтобы его непроницаемость не нарушалась в результате перегрева.

2.2.3.1.7 На каждом трубопроводе, связанном с подачей или отведением воды, и на каждой газоотводной трубе или трубке манометра, ведущих в газобезопасные помещения, должен быть также установлен гидравлический затвор или другое одобренное устройство. Должны быть предусмотрены средства для предотвращения осушения таких затворов в результате образования вакуума.

2.2.3.1.8 Любой водяной затвор или равноценное устройство и гидравлические затворы должны предотвращать обратный поток паров и жидкостей в установку инертного газа при давлении, равном испытательному давлению грузовых танков.

2.2.3.1.9 Невозвратные устройства должны размещаться на палубе в грузовой зоне.

2.2.3.2 Трубопроводы инертного газа

2.2.3.2.1 В нос от невозвратных устройств, требуемых пунктом 2.2.3.1, магистраль инертного газа может разветвляться на два трубопровода или более.

2.2.3.2.2 Магистраль инертного газа должна быть подсоединена к распределительным трубопроводам, ведущим к грузовым танкам. Распределительные трубопроводы инертного газа должны быть снабжены запорными клапанами или равноценными средствами управления отключением каждого танка. В случае установки запорных клапанов они должны быть снабжены запирающими устройствами. Система управления должна передавать точную информацию о рабочем состоянии таких клапанов по крайней мере на панель управления согласно требованиям пункта 2.2.4.

2.2.3.2.3 Должна существовать возможность отсоединения от магистрали инертного газа всех грузовых танков, в которые не подается инертный газ, посредством:

.1 удаления съемных патрубков, клапанов или других секций трубопровода и заглушки концов труб; или

.2 последовательного расположения двух глухих фланцев со средствами обнаружения протечки в трубу между двумя глухими фланцами; или

.3 равноценных средств в соответствии с требованиями Администрации, которые обеспечивают по крайней мере такой же уровень защиты.

2.2.3.2.4 Должны быть предусмотрены средства для защиты грузовых танков от воздействия избыточного давления или вакуума, вызываемых температурными колебаниями и/или грузовыми операциями, когда грузовые танки отключены от магистралей инертного газа.

2.2.3.2.5 Системы трубопроводов должны быть спроектированы таким образом, чтобы предотвращать при всех нормальных условиях скопление в трубопроводах груза или воды.

2.2.3.2.6 Должно быть предусмотрено устройство для подключения магистрали инертного газа к внешнему источнику инертного газа. Устройство должно состоять из фланца с болтовыми соединениями под трубу номинальным диаметром 250 мм, изолированного от магистрали инертного газа с помощью клапана и расположенного в нос от невозвратного клапана. Конструкция фланца должна соответствовать надлежащему классу стандартов, принятых для конструкции других внешних соединений в системе грузовых трубопроводов судна.

2.2.3.2.7 Если между магистралью инертного газа и системой грузовых трубопроводов имеется соединение, должны быть приняты меры, обеспечивающие их надежное разобщение, учитывая возможность существования между ними значительных перепадов давления. Эти меры должны заключаться в установке либо двух запорных клапанов с возможностью безопасной вентиляции пространства между ними, либо съемного патрубка с соответствующими заглушками.

2.2.3.2.8 Клапан, отделяющий магистраль инертного газа от грузовой магистрали и устанавливаемый со стороны грузовой магистрали, должен быть невозвратным и оборудован средством принудительного закрытия.

2.2.3.2.9 Системы трубопроводов инертного газа не должны проходить через жилые и служебные помещения и посты управления.

2.2.3.2.10 На комбинированных судах в качестве устройства для отключения сливных цистерн, содержащих нефть или нефтяные остатки, от других танков должны использоваться глухие фланцы, устанавливаемые на весь период времени, когда перевозятся грузы, иные чем нефть, за исключением случаев, предусмотренных соответствующим разделом руководства, разработанного Организацией*.

_______________

* См. циркуляр "Пересмотренное руководство по системам инертного газа (СИГ)" (MSC/Circ.353) с поправками, внесенными циркуляром MSC/Circ.387.