Недействующий

Об основах государственного регулирования тарифов на продукцию естественных (инфраструктурных) монополий

Пояснительная записка к проекту Федерального закона "Об основах государственного регулирования тарифов естественных (инфраструктурных) монополий"


Настоящий законопроект направлен на установление в соответствии с положениями статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации случаев, в которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а также на установление основных принципов государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.

Настоящий законопроект федерального закона отражает позицию Президента Российской Федерации, заявленную на Петербургском международном экономическом форуме 21.06.2013.

При этом в рассматриваемый законопроект инкорпорированы практически все положения постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" с учетом всех его последующих редакций, в том числе положения, признанные Определением Верховного Суда РФ от 30.07.2002 N КАС 02-381 противоречащими федеральному законодательству, поскольку они не были закреплены федеральным законом.

Помимо этого, законопроектом устанавливается, что подлежащие государственному регулированию тарифы (цены, расценки, ставки и т.п.) на указанные в законопроекте продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги должны устанавливаться ежегодно в расчете на финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

При этом предусматриваемое увеличение указанных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) не должно превышать планового индекса инфляции, указанного в представленном в Государственную Думу на рассмотрение проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Законопроект допускает возможность изменения установленных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) в течение текущего финансового года при условии внесения соответствующих изменений соответственно в федеральный закон о федеральном бюджете или в закон субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год.

Помимо этого, законопроектом предусматривается согласование с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), установленных органами государственного регулирования тарифов (цен) субъектов Российской Федерации, получающими дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.

Кроме того, законопроектом предусмотрено право уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти осуществлять контроль за исполнением настоящего Федерального закона производителями (поставщиками) продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), а также надбавок к ценам и наценок, установленных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченными им исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Для обеспечения единства подходов к государственному регулированию тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.) на всей территории Российской Федерации законопроектом предусмотрено, что порядок и методология государственного регулирования тарифов (цен, расценок, ставок и т.п.), а также надбавок к ценам и наценок устанавливает Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.