7.2 Условия возникновения опасности
7.2.1 Грузы группы А содержат некоторое количество мелких частиц и некоторое количество влаги. Грузы группы А во время рейса могут разжижаться, даже если они способны сцепляться и разровнены. Разжижение может привести к смещению груза. Это явление может быть описано следующим образом:
.1 объем пространств между частицами сокращается по мере уплотнения груза вследствие движения судна и т.д.;
.2 это сокращение пространства между частицами приводит к повышению давления воды в помещении; и
.3 повышение давления воды уменьшает трение между частицами, приводя к уменьшению сопротивления груза сдвигу.
7.2.2 Разжижения не происходит, когда удовлетворено одно из следующих условий:
.1 груз содержит очень малые частицы. В этом случае движение частиц ограничено сцеплением и давление воды в пространствах между частицами груза не повышается;
.2 груз состоит из крупных частиц или комков. Вода проходит через пространства между частицами, и повышения давления не происходит. Грузы, которые полностью состоят из крупных частиц, не разжижаются;
.3 груз содержит большое количество воздуха и малое количество влаги. Любое повышение давления воды предотвращается. Сухие грузы не разжижаются.
7.2.3 Смещение груза, вызванное разжижением, может происходить тогда, когда влагосодержание превышает ТПВ. Некоторые грузы подвержены миграции влаги, которая может создавать опасную влажную основу, даже если среднее влагосодержание менее ТПВ. Хотя поверхность груза может казаться сухой, может произойти скрытое разжижение, приводящее к смещению груза. Грузы с большим влагосодержанием подвержены скольжению, в особенности когда груз погружен малым слоем и подвергается воздействию больших углов крена.
7.2.4 Груз, находящийся в возникшем в результате этого вязком разжиженном состоянии, может перетекать к одному борту судна при крене и не полностью возвращаться при крене в другую сторону. Вследствие этого постепенно судно может достичь опасного угла крена и совершенно неожиданно опрокинуться.