Действующий

Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (Одобрен Резолюцией MSC.267(85) (с изменениями на 5 июня 2015 года)

3 Во время обледенения

3.1 Если, несмотря на все принятые меры, судно не может покинуть опасный район, следует использовать все имеющиеся в распоряжении средства для удаления льда по мере его образования.

3.2 В зависимости от типа судна могут использоваться все или многие из следующих способов борьбы с обледенением:

.1 удаление льда холодной водой под давлением;

.2 удаление льда горячей водой и паром; и

.3 скалывание льда ломами, топорами, кирками, скребками или деревянными молотами и удаление его лопатами.

3.3 При начале обледенения капитан должен учитывать перечисленные ниже рекомендации и обеспечить их строгое выполнение:

.1 немедленно сообщить об обледенении судовладельцу и поддерживать с ним постоянную радиосвязь;

.2 установить радиосвязь с ближайшими судами и обеспечить ее поддержание;

.3 не допускать скопления льда на судне, немедленно принять меры по удалению с конструкций судна даже самых тонких слоев льда и ледяной крошки с верхней палубы;

.4 постоянно проверять остойчивость судна путем измерения периода бортовой качки во время обледенения. Если период бортовой качки заметно увеличится, немедленно принять все возможные меры для увеличения остойчивости судна;

.5 обеспечить, чтобы каждый член экипажа во время работы на открытой палубе был тепло одет и имел спасательный конец, надежно прикрепленный к лееру;

.6 иметь в виду, что работа экипажа по удалению льда связана с опасностью обморожения. По этой причине необходимо обеспечить периодическую смену работающих на палубе членов экипажа;

.7 не допускать обледенения в первую очередь следующих конструкций и устройств судна:

.1 антенн;

.2 ходовых и сигнально-отличительных огней;

.3 штормовых портиков и шпигатов;

.4 спасательных шлюпок и плотов;

.5 стоек, вант, мачт и такелажа;

.6 дверей надстроек и палубных рубок; и

.7 брашпилей и клюзов;

.8 удалить лед с больших поверхностей судна, начиная с верхних конструкций (таких как мостик, палубные рубки и т.д.), так как даже небольшое количество льда на них приводит к резкому ухудшению остойчивости судна;

.9 когда распределение льда несимметрично и возникает крен, в первую очередь необходимо удалить лед с накрененного борта. Следует иметь в виду, что любая корректировка крена судна путем перекачки топлива или воды из одного танка в другой может снизить остойчивость, если оба танка не полностью заполнены;

.10 когда значительное количество льда образуется на носу и возникает дифферент, лед необходимо быстро удалить. Для уменьшения дифферента можно перераспределить водяной балласт;

.11 своевременно удалить лед из штормовых портиков и шпигатов для обеспечения свободного стока воды с палубы:

.12 регулярно проверять скопление воды внутри корпуса;

.13 избегать плавания на попутной волне, поскольку она может резко ухудшить остойчивость судна;

.14 регистрировать в судовом журнале продолжительность, характер и интенсивность обледенения, количество льда на борту судна, принятые меры по борьбе с обледенением и их эффективность; и

.15 если, несмотря на все принятые меры по обеспечению живучести судна в условиях обледенения, экипаж вынужден оставить его и высадиться на спасательные шлюпки и плоты, то в целях сохранения жизни необходимо сделать все возможное для обеспечения всего экипажа теплой одеждой или специальными мешками, а также иметь достаточное количество спасательных концов и черпаков для быстрой откачки воды из спасательных шлюпок и плотов.