Действующий

Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (Одобрен Резолюцией MSC.267(85) (с изменениями на 5 июня 2015 года)

2.1 Свободные поверхности и система танков

2.1.1 Если при креновании судна в его трюмах или танках имеются жидкости, то при крене они будут смещаться к расположенному ниже борту. Это смещение жидкостей будет увеличивать крен судна. Если нельзя верно рассчитать точный вес и расстояние смещенной жидкости, то метацентрическая высота (GM), рассчитанная на основании кренования, будет ошибочной. Свободную поверхность следует сводить к минимуму путем полного опорожнения танков и осушения всех трюмов или путем заполнения танков до предела, с тем чтобы не происходило смещение жидкости. Последний метод не является оптимальным, поскольку из пространства между элементами конструкции танка трудно удалять воздушные карманы, и следует точно определять вес и центр жидкости в полном танке для соответствующей корректировки величин водоизмещения порожнем. Если танки должны остаться не полностью заполненными, желательно, чтобы их стенки проходили параллельно вертикальной плоскости и чтобы танки имели правильную форму (т.е. прямоугольную, трапециевидную и т.д.) при виде сверху, с тем чтобы можно было точно определить момент, обусловленный наличием свободной поверхности жидкости. Например, момент, обусловленный наличием свободной поверхности жидкости в танке с параллельными вертикальными стенками, можно легко рассчитать по формуле:

=, м-т,


где - длина танка, м

- ширина танка, м

- удельная вместимость жидкости в танке, т/м.

Поправка на свободную поверхность =
=, м


где - момент, обусловленный наличием свободной поверхности жидкости, м-т

- водоизмещение, т.

Поправка на свободную поверхность не зависит от высоты танка на борту судна, расположения танка и направления крена. По мере увеличения ширины танка величина момента, обусловленного наличием свободной поверхности жидкости, возрастает в третьей степени. Главным фактором является расстояние, на которое перемещается жидкость. Именно поэтому обычно не допускается даже самое незначительное количество жидкости на дне широкого танка или трюма, и перед опытом кренования ее следует удалить. Если удаление жидкости затруднительно или может вызвать большие задержки, незначительные количества жидкостей в танках V-образной формы или пустых пространствах (например, в цепном ящике в носовой части судна), где возможное смещение незначительно, могут оставаться.

Если в качестве кренбалласта используется водяной балласт, должны быть рассчитаны фактические поперечное и вертикальное перемещения жидкости, принимая во внимание изменение крена судна. Поправки на свободную поверхность, как определено в настоящем пункте, не должны применяться к подвергаемым кренованию танкам.

2.1.2 Свободная поверхность и не полностью заполненные танки. Количество не полностью заполненных танков должно обычно ограничиваться одной парой танков по левому/правому борту или одним средним танком. К ним относятся:


.1 запасные танки пресной воды;

.2 танки для хранения жидкого/дизельного топлива;

.3 расходные танки для жидкого/дизельного топлива;

.4 масляные танки;

.5 танки санитарной системы; или

.6 танки питьевой воды.

Во избежание образования воздушных карманов не полностью заполненные танки должны иметь в поперечном сечении правильную форму (т.е. прямоугольную, трапециевидную и т.д.) и должны быть заполнены на 20-80%, если они являются диптанками, и на 40-60%, если они являются междудонными танками. Эти пределы обеспечивают постоянную норму смещения жидкости при всех углах крена во время опыта кренования. Если при креновании судна изменяется дифферент, следует также учитывать сокращение свободной поверхности жидкости по длине. Следует избегать не полностью заполненных танков, содержащих жидкости достаточной вязкости, для предотвращения свободного перемещения жидкостей по мере кренования судна (таких, как бункерное топливо при низкой температуре), поскольку нельзя точно рассчитать их свободную поверхность. Поправку на свободную поверхность в таких танках не следует использовать, если танки не прогреваются для уменьшения вязкости. Ни в коем случае не должно допускаться сообщение между танками. Перетоки, включая проходящие через коллекторы, должны быть закрыты. Одинаковый уровень жидкости в паре не полностью заполненных танков может быть признаком открытых перетоков. При проверке закрытия перетоков можно руководствоваться схемой трюмных, балластных и топливных трубопроводов.

2.1.3 Запрессованные танки. Запрессованный означает полностью заполненный, без пустых простанств, вызываемых дифферентом или недостаточной вентиляцией. Любой уровень заполнения менее 100%, например 98%, при котором танк считается полным для целей эксплуатации, не допускается. Предпочтительно, судно следует подвергать качке с борта на борт для устранения оказавшегося в танках воздуха до окончательного измерения уровня жидкости. При запрессовании нефтяных танков следует принимать особые меры предосторожности для предотвращения загрязнения. Пример танка, который может казаться "запрессованным", но фактически содержит захваченный воздух, показан на рис.А1-2.1.3.

     

Рис.А1-2.1.3

2.1.4 Порожние танки. Обычно недостаточно опорожнять танки с помощью насосов до прекращения поступления из них жидкости. После откачки жидкости в танк следует войти, чтобы определить, необходима ли окончательная зачистка с помощью переносных насосов или вручную. Исключением являются очень узкие танки или танки в случае резкого подъема днища, поскольку свободная поверхность будет незначительна. Поскольку следует проверить все порожние танки, все лазы должны быть открыты, а танки - хорошо провентилированы и признаны безопасными для входа. В готовности должно находиться безопасное устройство для проверки достаточного уровня кислорода и минимального уровня токсичных газов. Если необходимо, должно иметься свидетельство, подтверждающее, что вход во все топливные танки и танки для химических веществ безопасен.