Большое значение придается хорошим швартовным устройствам. Выбор устройств зависит от многих факторов. Наиболее важные из них - влияние глубины, ветра и течения. По возможности судно следует швартовать в тихом защищенном районе, не подвергающемся воздействию посторонних сил, вызываемых, например, волной от гребных винтов проходящих судов или внезапными сбросами из береговых насосов. Глубина воды под корпусом должна быть достаточной для обеспечения того, чтобы корпус не соприкасался с дном. Необходимо учитывать состояние приливного течения и дифферент судна во время опыта. Перед опытом следует измерить и зарегистрировать глубину воды в необходимом количестве мест для обеспечения того, чтобы судно не касалось дна. В случае предельной глубины опыт следует проводить во время прилива или судно следует переместить в более глубокие воды.
2.2.1 Швартовное устройство должно быть таким, чтобы давать возможность судну свободно накреняться в течение достаточного периода времени, для того чтобы провести удовлетворительные замеры угла крена, вызванного каждым перемещением кренбалласта.
2.2.2 Судно следует удерживать носовыми и кормовыми швартовами, прикрепленными к кнехтам и/или крепительным планкам на палубе. Если необходимого удержания судна нельзя достичь с помощью палубных дельных вещей, планки с обухом должны быть временно установлены, по возможности, как можно ближе к диаметральной плоскости судна и настолько близко к ватерлинии, насколько это практически выполнимо. Если судно может быть пришвартовано только одним бортом, рекомендуется дополнить носовые и кормовые швартовы двумя шпрингами для обеспечения полного контроля судна, как показано на рис.А1-2.2.2. Шпринги должны быть настолько длинными, насколько это практически выполнимо. Между судном и причалом должны быть размещены цилиндрические плавучие кранцы. При снятии показаний все тросы должны быть ненатянутыми, а судно не должно касаться причала и плавучих кранцев.
2.2.2.1 Если судно удерживается на расстоянии от причала вследствие общего воздействия ветра и течения, во время кренования на судно будет действовать дополнительный кренящий момент. При постоянных условиях он не повлияет на результат. В условиях порывистого ветра или равным образом изменяющегося ветра и/или течения эти дополнительные кренящие моменты будут вызывать изменения, вследствие чего для получения достоверного результата может потребоваться проведение кренования на дополнительных экспериментальных точках. Необходимость дополнительных экспериментальных точек можно определить путем нанесения на график экспериментальных точек по мере их достижения.
Рис.А1-2.2.2
2.2.2.2 Если судно под воздействием ветра и/или течения наваливается на плавучие кранцы, все тросы должны иметь слабину. Цилиндрические плавучие кранцы будут препятствовать сцеплению, но появится дополнительный кренящий момент в результате навала судна на плавучие кранцы. Этого состояния следует избегать, но, когда оно допускается, необходимо рассмотреть возможность отвода судна от причала и плавучих кранцев и дрейфа судна при снятии показаний.
2.2.2.3 Другое приемлемое устройство состоит в том, что общее воздействие ветра и течения таково, что судно может удерживаться лишь одним носовым либо кормовым швартовом. В этом случае швартов должен проходить от диаметральной плоскости судна или рядом с ней. Когда все швартовы, кроме одного, удерживающего, не натянуты, при снятии показаний судно может менять направление в зависимости от ветра и/или течения. Иногда это может быть помехой, поскольку переменный ветер и/или течение могут вызвать искажение графика.
2.2.3 Швартовные устройства должны представляться для рассмотрения органу, проводящему одобрение, до проведения опыта.
2.2.4 Если для перемещения кренбалласта используется плавучий кран, он не должен быть пришвартован к судну.