Действующий

Международный кодекс остойчивости судов в неповрежденном состоянии 2008 года (Кодекс ОНС 2008 года) (Одобрен Резолюцией MSC.267(85) (с изменениями на 5 июня 2015 года)

5.3 Управление судном в тяжелых погодных условиях

5.3.1 При всех вариантах нагрузки необходимое внимание следует обращать на поддержание пригодной к мореплаванию высоты надводного борта.

5.3.2 В суровых погодных условиях скорость судна следует уменьшать, если отмечаются выход из воды гребного винта, заливание палубы волной или сильный слеминг.

5.3.3 Особое внимание следует обращать на те случаи, когда судно идет с попутной волной, волной с кормовых курсовых углов или с ветреной волной, поскольку единично, последовательно или одновременно в сложной комбинации могут происходить такие опасные явления, как параметрический резонанс, разворот судна лагом к волне, уменьшение остойчивости на гребне волны и чрезмерная бортовая качка, создавая угрозу опрокидывания. Во избежание вышеуказанных явлений скорость и/или курс судна следует изменять соответствующим образом*.

________________

* См. "Пересмотренное руководство для капитана по избежанию опасных ситуаций при неблагоприятных погодных условиях и неблагоприятном состоянии моря" (MSC.1/Circ.1228).

5.3.4 Автоматическое управление рулем может быть опасным, поскольку оно препятствует быстрой перемене курса, которая может быть необходима в плохих погодных условиях.

5.3.5 Следует избегать попадания воды в палубные колодцы. Если для осушения колодца недостаточно штормовых портиков, следует уменьшить скорость или изменить курс судна либо сделать и то и другое. Штормовые портики, снабженные закрывающими устройствами, должны всегда находиться в рабочем состоянии и не должны быть в закрытом состоянии.

5.3.6 Капитаны должны понимать, что в некоторых районах или при определенных сочетаниях ветра и течения (устья рек, мелководья, воронкообразные бухты и т.д.) могут возникать крутые волны или буруны. Эти волны и буруны особенно опасны, главным образом для малотоннажных судов.

5.3.7 В суровых погодных условиях боковой ветер может создать значительный угол крена. Если для компенсации крена, вызванного ветром, применяются меры для предотвращения крена (например балластировка, устройства для предотвращения крена и т.д.), изменения курса судна по отношению к направлению ветра могут вызвать опасные углы крена или опрокидывание. Следовательно, меры по предотвращению крена не должны использоваться для компенсации крена, вызванного ветром, за исключением случаев, когда, по одобрении Администрацией, с помощью расчетов доказано, что судно обладает достаточной остойчивостью в наихудших условиях (например ненадлежащее или неправильное использование, механическая неисправность, непреднамеренная смена курса и т.д.). В информации об остойчивости должно быть предусмотрено руководство по применению мер по предотвращению крена.

5.3.8 Во избежание опасных ситуаций в суровых погодных условиях рекомендуется использование руководства по эксплуатации или системы, основанной на бортовом компьютере. Метод использования должен быть простым.

5.3.9 Высокоскоростные суда не должны намеренно эксплуатироваться вне наихудших предполагаемых условий и ограничений, установленных в соответствующих свидетельствах или в упомянутых в них документах.