Вышеуказанные стандарты должны применяться для учета обледенения в следующих районах:
.1 в районе севернее широты 65°30' N - между долготой 28° W и западным побережьем Исландии; севернее северного побережья Исландии; севернее локсодромии, проходящей от широты 66° N, долготы 15° W до широты 73°30' N, долготы 15° E, севернее широты 73°30' N - между долготами 15° E и 35° E и восточнее долготы 35° E, а также севернее широты 56° N в Балтийском море;
.2 в районе севернее широты 43° N, ограниченном с запада побережьем Северной Америки и с востока - локсодромией, проходящей от широты 43° N, долготы 48° W до широты 63° N, долготы 28° W и далее по долготе 28° W;
.3 во всех морских районах севернее Северной Америки, западнее районов, указанных в п.6.3.2.1 и 6.3.2.2;
.4 в Беринговом и Охотском морях и в Татарском проливе в зимнее время; и
.5 в районе южнее широты 60° S.
Карта вышеуказанных районов прилагается в конце настоящей главы.
В отношении судов, плавающих в районах, где можно ожидать обледенение:
.6 в районах, указанных в п.6.3.2.1, 6.3.2.3, 6.3.2.4 и 6.3.2.5, о которых известно, что условия обледенения в них могут значительно отличаться от описанных в п.6.3.1, установленные нормы обледенения можно принимать с поправочным коэффициентом от половины до двух; и
.7 в районе, указанном в п.6.3.2.2, где можно ожидать обледенение, превышающее вдвое величины, указанные в п.6.3.1, могут применяться более высокие нормы, чем те, которые указаны в п.6.3.1.
6.3.3 Краткий обзор причин обледенения и его влияние на мореходные качества судна
6.3.3.1 Капитан рыболовного судна должен иметь в виду, что обледенение является сложным процессом, который зависит от метеорологических условий, вариантов нагрузки и поведения судна в штормовую погоду, а также от размеров и расположения надстроек и такелажа. Наиболее распространенной причиной обледенения является попадание водяных капель на конструкцию судна. Эти капли возникают из брызг с гребней волн, а также из брызг, вызываемых движением судна.
6.3.3.2 Обледенение также может происходить в условиях снегопада, морского тумана (включая морозное парение), резкого понижения температуры окружающей среды, а также в результате замерзания дождевых капель при ударе о конструкцию судна.
6.3.3.3 Обледенение может иногда вызываться или усиливаться водой, попадающей на борт и остающейся на палубе.
6.3.3.4 Интенсивному обледенению обычно подвергаются форштевень, фальшборт и планширь фальшборта, передние стенки надстроек и палубных рубок, клюзы, якоря, палубные устройства, палуба бака и верхняя палуба, штормовые портики, антенны, стойки, ванты, мачты и рангоут.
6.3.3.5 Следует иметь в виду, что с точки зрения обледенения наиболее опасными районами являются субарктические районы.
6.3.3.6 Наиболее интенсивное обледенение происходит, когда ветер и волны имеют направление по носу судна. При боковом ветре и полном бакштаге обледенение происходит быстрее с наветренной стороны судна, тем самым вызывая постоянный очень опасный крен.
6.3.3.7 Ниже перечислены метеорологические условия, вызывающие наиболее распространенный вид обледенения в результате попадания брызг на судно. Также приведены примеры веса льда на обычном рыболовном судне водоизмещением от 100 до 500 тонн. Для судов большего водоизмещения этот вес будет, соответственно, больше.
6.3.3.8 Медленное обледенение происходит:
.1 при температуре окружающей среды от -1° до -3°С и при любой силе ветра;
.2 при температуре окружающей среды -4°С и ниже при силе ветра от 0 до 9 м/с; и
.3 в условиях выпадения осадков, тумана или морской дымки с последующим резким падением температуры окружающей среды.
Во всех этих условиях интенсивность обледенения может не превышать 1,5 т/ч.
6.3.3.9 При температуре окружающей среды от -4° до -8°С и при силе ветра 10-15 м/с происходит быстрое обледенение. В этих условиях интенсивность обледенения может быть в пределах от 1,5 до 4 т/ч.
6.3.3.10 Очень быстрое обледенение происходит:
.1 при температуре окружающей среды -4°С и ниже и при силе ветра 16 м/с и выше; и
.2 при температуре окружающей среды -9°С и ниже и при силе ветра от 10 м/с до 15 м/с.
В этих условиях интенсивность обледенения может превышать 4 т/ч.