О направлении арбитражной практики

Приложение
к письму Федеральной налоговой службы
от 5 июня 2013 года N АС-4-2/10250

     
Арбитражная практика по вопросам применения части 2 статьи 14.5 и статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Налоговые органы вправе проводить проверки на предмет соблюдения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 29.11.2012 N ВАС-15182/12 поддержал позицию Пятнадцатого Арбитражного Апелляционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 10.04.2012 N А32-17155/2011, касающуюся правомерности осуществления налоговыми органами проверок по соблюдению организациями и индивидуальными предпринимателями порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе в части осуществления расчетов наличными деньгами с другими организациями.

Как следует из материалов дела, сотрудниками налогового органа в ходе проверки индивидуального предпринимателя установлено, что в нарушение требований пункта 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" организация (контрагент индивидуального предпринимателя) произвела наличный денежный расчет с индивидуальным предпринимателем в рамках одного договора в размере, превышающем 100 тыс.руб.

Указанное обстоятельство послужило основанием для привлечения организации к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Заявленные организацией требования мотивированы тем, что в отношении организации каких-либо мероприятий по контролю налоговым органом не проводилось, решений по итогам каких-либо проверочных мероприятий не принималось, при проведении проверки налоговый орган вышел за пределы статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей права налоговых органов, и не имел право проверять соблюдение предприятиями требований порядка ведения кассовых операций, так как, по мнению организации, данные функции возложены на должностных лиц учреждений банка.

Судами установлено, что довод организации о том, что налоговые органы не вправе проводить проверки соблюдения организациями установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, несостоятелен ввиду следующего.

В силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с частью 1 статьи 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 15.1 КоАП РФ.

Следовательно, налоговые органы вправе проводить проверки на предмет соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

Установление факта некорректности значения криптографического проверочного кода (КПК) кассового чека, а также отсутствие информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 13.11.2012 N ВАС-14289/12 поддержал позицию Третьего Арбитражного Апелляционного Суда, содержащуюся в постановлении от 03.08.2012 по делу N А33-2096/2012, касающуюся правомерности привлечения организации к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, в связи с установлением факта некорректности значения КПК кассового чека, а также отсутствия информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники.

Так, как следует из материалов дела и установлено судебными органами, Инспекцией ФНС России по Советскому району г.Красноярска (далее - Инспекция), при проверке кассовых чеков на специализированном сайте были установлены факты некорректности значения КПК на чеках, выдаваемых клиентам на автозаправочных станциях, принадлежащих ООО "Магнат-РД". В ходе проведения проверки ООО "Магнат-РД" по вопросу применения контрольно-кассовой техники установлено отсутствие информации о данных чеках на контрольной ленте.

На основании полученной информации налоговый орган пришел к выводу, что данной контрольно-кассовой техникой не обеспечивается защита фискальных данных, не обеспечивается долговременное хранение в электронном виде информации обо всех проведенных кассовых операциях и фактически данная контрольно-кассовая техника работает в нефискальном режиме. Организация привлечена Инспекцией к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники и по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ за неоприходование в кассу денежной наличности.

ООО "Магнат-РД" обжаловало постановления Инспекции в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.05.2012 и постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 по делу N А33-2096/2012 постановления Инспекции оставлены без изменения, жалобы организации без удовлетворения.

Указанная организация 15.10.2012 обратилась в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев 13.11.2012 заявление ООО "Магнат-РД", установила, что доводы заявителя не свидетельствуют о наличии оснований для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в связи с чем вынесено определение об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра указанных выше судебных актов.

Таким образом, установление факта некорректности значения КПК кассового чека, а также отсутствие информации о данном кассовом чеке на контрольной ленте контрольно-кассовой техники является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 и части 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора является деятельностью, регулируемой Федеральным законом N 103-ФЗ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 22.02.2013 N ВАС-17076/12 поддержал позицию Арбитражного Суда Красноярского края о необходимости соблюдения организацией, осуществляющей прием платежей физических лиц по продаже пассажирских билетов и провозу багажа во исполнение агентского договора, требований Федерального закона N 103-ФЗ.

Так, из материалов дела следует, что организация принимала платежи физических лиц по продаже пассажирских билетов и по провозу багажа на рейсы, осуществляемые индивидуальным предпринимателем по междугородным перевозкам, во исполнение агентского договора.

Полученную выручку от продажи пассажирских билетов и багажа за минусом суммы вознаграждения организация передавала индивидуальному предпринимателю по расходному кассовому ордеру, минуя специальный банковский счет.

Организация, оспаривая постановление налогового органа по делу об административном правонарушении, указала, что квалификация организации, действующей на основании агентского договора и реализующей билеты на междугородние перевозки за счет принципала, в качестве платежного агента, подпадающего под действие Федерального закона N 103-ФЗ, является необоснованной.

Суд рассмотрел указанный довод и отклонил его в силу следующего. Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 103-ФЗ установлено, что оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях данного Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что организация на основании агентского договора о междугородных пассажирских перевозках является оператором по приему платежей физических лиц по поручению и за вознаграждение индивидуального предпринимателя, следовательно, его деятельность регулируется в том числе нормами Федерального закона N 103-ФЗ.

Представленные в подтверждение расходов кассовые чеки, содержащие номер контрольно-кассовой техники, которая в налоговом органе за контрагентом не зарегистрирована, свидетельствуют о том, что хозяйственные операции организацией, от имени которой представлены кассовые чеки, фактически не осуществлялись.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 23.11.2012 N ВАС-15161/12 поддержал позицию Федерального Арбитражного Суда Уральского округа, выраженную в постановлении от 03.08.2012 N Ф09-6778/12, которым кассационная жалоба организации оставлена без удовлетворения.