Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования отношений по осуществлению капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями.
В соответствии с законодательством Российской Федерации бюджетные и автономные учреждения, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия, выступающие в гражданском обороте от собственного имени, не являясь участниками бюджетного процесса, не могут наделяться статусом государственного (муниципального) заказчика и осуществлять бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности от имени публично-правового образования.
В целях реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, закрепленные или подлежащие закреплению на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями (далее - организации), законопроектом предлагаются следующие способы финансового обеспечения строительства (реконструкции) объектов капитального строительства:
а) закрепление в установленном порядке на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за организациями объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, созданных в результате осуществления бюджетных инвестиций органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя или права собственника имущества в отношении государственных (муниципальных) унитарных предприятий (далее - орган-учредитель);
б) передача органами-учредителями организациям полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению в лице указанных органов государственных (муниципальных) контрактов по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности;
в) предоставление организациям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
При этом способы, предусмотренные подпунктами "а" и "б", будут реализовываться в соответствии со статьей 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) (в редакции законопроекта), а способ, предусмотренный подпунктом "в", - в соответствии со статьей 78.2 Кодекса (в редакции законопроекта).
В случае осуществления бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности непосредственно органом-учредителем государственным (муниципальным) заказчиком будет выступать орган-учредитель. Операции по осуществлению бюджетных инвестиций будут производиться в рамках исполнения бюджета через лицевой счет получателя бюджетных средств, открытый в установленном порядке органу-учредителю.
По завершении строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта государственной (муниципальной) собственности созданный (приобретенный) объект в установленном порядке закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за организацией и отражается в ее балансе.
При передаче на безвозмездной основе полномочий государственного (муниципального) заказчика по заключению и исполнению в лице органов-учредителей государственных (муниципальных) контрактов (за исключением полномочий, связанных с введением в установленном порядке в эксплуатацию объектов государственной (муниципальной) собственности) органом-учредителем заключается соглашение (договор) с организацией.
В новой редакции статьи 79 (пункт 4) Кодекса определены основные требования к содержанию указанного соглашения (договора).
Так, соглашение (договор) предлагается заключать в отношении каждого объекта капитального строительства, которое должно содержать в том числе:
положения, устанавливающие права и обязанности организаций по заключению и исполнению от лица органов-учредителей государственных (муниципальных) контрактов;
ответственность организаций за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им полномочий;
положения, устанавливающие права органов-учредителей и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения организациями условий, установленных заключенными соглашениями (договорами);
положения, устанавливающие обязанность организаций по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности органам-учредителям как получателям бюджетных средств.
Передача указанных полномочий не означает, что организации являются государственными (муниципальными) заказчиками.
При этом операции по осуществлению бюджетных инвестиций в части передаваемых органами-учредителями полномочий по заключению и исполнению государственных (муниципальных) контрактов будут осуществляться в рамках исполнения бюджета в порядке, установленном для получателей бюджетных средств:
на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе органу-учредителю как получателю бюджетных средств;
на основании государственных (муниципальных) контрактов, заключенных от имени публично-правовых образований в лице органов-учредителей.
Законопроектом предлагается также дополнение Кодекса новой статьей 78.2, устанавливающей правовые основания для возможности предоставления из бюджетов организациям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
Предоставление указанных субсидий предлагается осуществлять в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между получателями бюджетных средств, предоставляющими такие субсидии, и организациями.
Пунктом 4 статьи 78.2 Кодекса (в редакции законопроекта) установлены основные требования к содержанию указанного соглашения (договора), согласно которым в соглашении (договоре) указываются в том числе:
условия о соблюдении автономными учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями при использовании указанных субсидий положений, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальный нужд в отношении бюджетных учреждений;
положения, устанавливающие обязанность государственных (муниципальных) унитарных предприятий по открытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства (финансовых органах субъектов Российской Федерации и финансовых органах муниципальных образований) для учета операций по получению и использованию субсидий;
сроки (порядок определения сроков) перечисления субсидий, а также положения, устанавливающие обязанность перечисления субсидий, предоставляемых государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
положения, устанавливающие право получателей бюджетных средств, предоставляющих субсидии, и органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения бюджетными и автономными учреждениями, государственными (муниципальными) унитарными предприятиями условий, установленных заключенными соглашениями (договорами);
порядок возврата сумм, использованных организациями, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения ими целей и условий, определенных заключенными соглашениями (договорами).