Недействующий

Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (с изменениями на 17 февраля 2014 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1813-р)

8. Малое и среднее предпринимательство в индустрии детских товаров


В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единая система статистического наблюдения за работой организаций малого и среднего предпринимательства в сфере индустрии детских товаров. Создание статистического учета деятельности таких организаций в этой сфере является одной из важных задач Стратегии. Для оценки роли малого и среднего предпринимательства в индустрии детских товаров в этой Стратегии использована экспертная оценка Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (экспертное мнение членов ассоциации на основании опросов).

Субъекты малого и среднего предпринимательства составляют основную часть организаций, работающих в индустрии детских товаров, 80 процентов общего числа хозяйствующих субъектов указанной индустрии промышленности, которые контролируют 53 процента рынка. Среди них высока доля женских (до 30 процентов) и семейных (до 25 процентов) предприятий малого и среднего предпринимательства. Доля организаций малого и среднего предпринимательства в объеме рынка в товарных группах приведена в приложении N 6.

В Российской Федерации действуют программы развития малого и среднего предпринимательства, которые координируются на уровне федеральных органов исполнительной власти при взаимодействии с общественными объединениями предпринимателей и отраслевыми ассоциациями. Ведущая роль в реализации таких программ отводится органам власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в рамках экспериментального проекта выделено несколько регионов, среди которых Пермский край, Ульяновская область, г.Москва и некоторые другие субъекты Российской Федерации, для детального изучения опыта успешной реализации в этих регионах программ развития малого и среднего предпринимательства в сфере индустрии детских товаров. Такой анализ позволит в последующем внести изменения в нормативную правовую базу региона. Как правило, в большинстве субъектов Российской Федерации существует недостаточное количество объектов розничной торговли детскими товарами, преобладает рыночная торговля и, как следствие, недостаточно развиты цивилизованные формы предпринимательской деятельности. Все эти факторы в рамках представленной Стратегии определяют приоритетные направления деятельности, связанные с поддержкой малого и среднего предпринимательства, прежде всего в субъектах Российской Федерации.

В отраслевой цепочке индустрии могут быть выделены следующие направления в развитии малого и среднего предпринимательства:

в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и маркетинга (исследования, разработки, промышленный дизайн) - развитие инновационного предпринимательства в индустрии, использование действующей инфраструктуры поддержки инноваций, исследование перспективных рынков, создание новых продуктов, стимулирование работы проектных команд (стартапов), состоящих из специалистов различных сфер (дизайнеров, технологов, психологов, педагогов, физиологов и др.). Ключевым моментом государственной политики является развитие инфраструктуры промышленного дизайна, поддержка центров промышленного дизайна и прототипирования российских производителей детских товаров и центров молодежного инновационного творчества;

в области развития производства малого и среднего предпринимательства:

оказание содействия в создании инновационно-промышленных кластеров, технопарков, технополисов с логистическими центрами для увеличения конкурентоспособности выпускаемой продукции;

в области розничной торговли индустрии детских товаров в соответствии с государственной политикой в сфере развития торговли малого и среднего предпринимательства:

развитие современных форматов торговли (образовательно-досуговых, торгово-развлекательных центров, специализированных предприятий розничной торговли, фирменных магазинов отечественных производителей);

включение предприятий розничной торговли, проходящих передислокацию с открытых рынков в стационарные объекты розничной торговли, в программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Так, для стимулирования развития малого и среднего предпринимательства необходимо проводить постоянный мониторинг и на его основании уточнять программы развития малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в части индустрии детских товаров.