Недействующий

Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (с изменениями на 17 февраля 2014 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1813-р)

4. Мировой рынок детских товаров (в 2008-2012 годах)


Мировой объем рынка детских товаров составляет 412,2 млрд. долларов США, средний годовой темп роста - 5 процентов.

В долгосрочной перспективе мировой рынок детских товаров продолжит расти, что будет в первую очередь обусловлено ростом потребления в развивающихся странах и странах Азии. В странах Западной Европы рост рынка продолжит замедляться в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Объем мирового рынка детских товаров по товарным группам приведен в приложении N 1.

Одну из крупных долей в структуре мирового рынка детских товаров занимает рынок Соединенных Штатов Америки, его доля составляет 20 процентов. Объем российского рынка детских товаров в 2012 году составил 657512 млн. рублей, 5 процентов мирового рынка детских товаров. Такая заметная доля обеспечивается за счет высокой численности детей в структуре населения России и растущего потребления детских товаров на одного ребенка.

На текущий момент доля России в структуре мирового рынка недостаточно высока с учетом численности детского населения Российской Федерации в связи с низким по сравнению с развитыми странами потреблением. Сравнительный анализ рынков России и развитых стран приведен в приложении N 2.

На текущий момент потребление детских товаров на одного ребенка в Соединенных Штатах Америки, Великобритании и Германии превосходит потребление российских детских товаров (в Соединенных Штатах Америки на 40 процентов, в Великобритании на 70 процентов). Если предположить, что в прогнозе потребление детских товаров в России будет равно британскому потреблению, доля России должна будет составлять 9 процентов общемирового рынка детских товаров. Сравнение характеристик рынка России и Великобритании приведено в приложении N 3.

При этом темп роста рынка детских товаров в России значительно превышает общемировой и составляет в среднем 15 процентов. По оценке экспертов, Россия является одним из самых привлекательных и быстрорастущих рынков в мире.

Ключевыми товарными категориями на мировом рынке детских товаров являются игры и игрушки (40 процентов) и одежда (36 процентов).

В структуре мирового рынка детских товаров значительную долю занимают Соединенные Штаты Америки, оборот детских товаров в этой стране составил 82303 млн. долларов США (3207 млрд. рублей) - 20 процентов мирового оборота.

Специализированные магазины, продуктовые ритейлеры, супер- и гипермаркеты, продающие товар массового спроса, интернет и неорганизованная розница (рынки и базары) являются основными каналами продаж детских товаров на мировом рынке. Специализированные магазины детских товаров, являющиеся ключевым каналом продаж в настоящее время, в перспективе уступят свою позицию новым местам продаж.

Основные мировые тенденции рынка детских товаров:

расширение доли продуктовых магазинов в структуре продаж детских товаров;

значительный рост доли интернет-торговли детскими товарами;

развитие интерактивности в специализированных магазинах в целях привлечения потребителей, создание игровых и тематических зон в торговых залах;

прогнозируемая экспансия крупных сетей в развивающиеся страны и страны Азии;

увеличение доли частных торговых марок ритейлеров детских товаров в ассортименте крупных розничных сетей;

увеличение популярности магазинов формата торговой точки, открывающейся на короткий срок, например в сезон или для продаж лимитированных серий.

Основные характеристики рынка детских товаров на Украине, в Белоруссии и Казахстане приведены в приложении N 4.