Недействующий

Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (с изменениями на 17 февраля 2014 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1813-р)

VII. Системные проблемы российской индустрии детских товаров


В России практически отсутствуют предприятия, имеющие полный цикл изготовления продукции. Наблюдается слабая отечественная сырьевая база и дороговизна импортных расходных материалов. Многие предприятия организовывают производство своей продукции за пределами Российской Федерации, преимущественно в странах Центральной и Восточной Азии, где создана вся необходимая инфраструктура и хорошо развиты смежные рынки, таким образом, даже для небольшой фирмы имеется возможность организации производства широкого ассортимента продукции в предельно короткие сроки в необходимом качестве и объеме.

Проведенный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации мониторинг показал, что ежегодное обновление технологического оборудования в индустрии не превышает 3-4 процента, а коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого. Эти результаты свидетельствуют о том, что в структуре станочного парка доля технологического оборудования с высоким физическим и моральным износом (со сроком службы более 20 лет) составляет около 80 процентов. Доля производственных мощностей, не отвечающих современным техническим требованиям, превышает 45 процентов. Ситуацию усугубляет низкий удельный вес освоения инноваций: в индустрии менее 3 процентов общего количества предприятий осваивают инновационные разработки и эффективные технологические решения.

Анализ современного состояния предприятий индустрии детских товаров показал, что при наличии положительных тенденций в развитии остаются проблемы, негативно влияющие на экономический рост и финансовую устойчивость.

Основными системными проблемами, требующими скорейшего решения, являются следующие:

слаборазвитая производственная инфраструктура (в том числе технологии и оборудование) и инновационная составляющая индустрии. Ежегодно лидеры рынка тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию игрушек - 2-ой по величине товарной группы индустрии - средства в размере 3-5 процентов продаж. В России этот показатель ниже 1 процента;

наличие на российском рынке большого количества контрафактных и нелегально произведенных изделий. Одним из ключевых звеньев роста российского производства детских товаров могут стать специализированные детские магазины, которые, изучив потребительские предпочтения и направления развития, формируют заказы на производство того или иного типа продукции. Проведенная оценка показала, что в настоящее время система контроля за безопасностью и качеством продукции для детей не позволяет обеспечить должный уровень контроля за обращающейся на рынке продукцией. В наибольшей степени от сложившейся ситуации страдают потребители продукции и добросовестные производители. Объем нелегального рынка составляет 30 процентов;

слабая развитость существующих механизмов продвижения (маркетинга) российских продуктов (образов, товаров, услуг) как на российские, так и на внешние рынки. Для этой цели могут быть использованы такие формы работы, как участие в выставках, использование социальной рекламы, помощь в патентовании и другое. Ежегодно лидеры рынка тратят на продвижение товаров 8-10 процентов продаж. В России этот показатель менее 3 процентов;

кадровая проблема, заключающаяся в дефиците специалистов, владеющих специфическими знаниями для разработки, производства и сбыта детских товаров. Подходы к разработке государственных образовательных и профессиональных стандартов в индустрии детских товаров не уточнялись уже более 30 лет;

несовершенство нормативной правовой базы индустрии. В настоящее время в индустрии нет определений базовых понятий "индустрия детских товаров", "российский производитель детских товаров", "развивающая предметно-пространственная среда для детей", отсутствует распределение полномочий федеральных органов исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в индустрии.