Недействующий

Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 годы по реализации Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года (с изменениями на 17 февраля 2014 года) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.07.2020 N 1813-р)

10. Характеристики отечественной промышленности на примере основных товарных групп российского рынка детских товаров


Сегмент одежды на 2012 год является крупнейшим сегментом рынка детских товаров в России. Его доля в общем объеме рынка составляет 31 процент. Объем российского рынка детской одежды в 2012 году составил 203725 млн. рублей.

В ближайшие годы рынок детской одежды будет расти и насыщаться за счет изменения норм потребления и стабилизации демографической ситуации в стране. Средний темп роста рынка за последние годы составил около 15 процентов. Для сравнения среднегодовой темп роста рыночного объема за тот же период времени на французском рынке составил 0,01 процента, на немецком - 1,5 процента.

Основными сегментами рынка детской одежды является одежда для детей от 0 до 3 лет, от 3 до 5 лет, от 6 до 8 лет и от 9 до 14 лет. Наиболее значимым по объему является сегмент детской одежды для детей от 0 до 3 лет, в общем объеме сегмента он занимает 49 процентов.

Вторым типом сегментации на рынке детской одежды является ценовой.

В низком ценовом сегменте, на который приходится до 75 процентов рынка, господствуют товары турецкого и китайского производства.

На сегодня 80 процентов рынка одежды занимает продукция импортных производителей. На детскую одежду из хлопчатобумажной ткани приходится 83 процента импорта в натуральном выражении и 77 процентов в стоимостном выражении, детская одежда из синтетических нитей занимает 16 процентов и 21 процент соответственно.

Основными поставщиками детской одежды на территорию России являются Китай, Польша, Финляндия и Германия. На долю легального российского производства приходится около 20-25 процентов общего объема рынка. Рыночная доля России на европейском рынке детской одежды составляет 10,6 процента, в то время как доля Германии составляет 18,9 процента.

Одежда является одной из самых крупных статей расходов родителей на приобретение детских товаров. В целом по России в семьях, в которых детей больше одного, новые вещи покупаются значительно реже, чем в семьях с одним ребенком. Если разделять рынок на 2 сегмента (рынок детской одежды в городах и рынок детской одежды в сельской местности), наибольший спрос на этот товар отмечается в городах. По итогам 2012 года на горожан пришлось свыше 80 процентов общего объема продаж одежды для детей. Среднемесячные расходы семьи на покупку детской одежды в зависимости от места проживания и дохода приведены в приложении N 9.

Основными тенденциями российского рынка детской одежды являются:

рост потребительских требований к качеству продукции (если несколько лет назад основным критерием покупки была цена, сегодня потребители все больше внимания уделяют тканям, удобству и практичности детской одежды);

изменение норм потребления и рост затрат на одежду на одного ребенка (все чаще покупают одежду по размеру, а не на вырост);

рост значимости фактора известности бренда (и вообще его наличия) и страны-производителя;

активный рост спроса в среднем сегменте марочной одежды, а также в премиум-сегменте;

расширение присутствия международных брендов универсальной одежды с широким детским ассортиментом;

активное развитие российских марок детской одежды.

По оценкам Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, российскими компаниями разработано и активно поддерживается не менее 30 брендов детской одежды, часть из которой изготовляется в России на современном оборудовании по технологиям ведущих мировых производителей. Создание и развитие собственного бренда позволяет российским компаниям противостоять растущей конкуренции и формировать лояльность потребителей неценовыми методами.

Крупнейшими производителями детской одежды являются закрытое акционерное общество "Юнистайл Холдинг" (г.Иваново), общество с ограниченной ответственностью "Фортуна" (Московская область), закрытое акционерное общество "Смоленская чулочная фабрика" (г.Смоленск), закрытое акционерное общество "Смена" (г.Москва), общество с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Апрель" (г.Ярославль) и общество с ограниченной ответственностью "Агат-ЛВ" (г.Москва).

Группа компаний "Глория Джинс" владеет 33 фабриками, большинство из которых расположено в Кабардино-Балкарской Республике, Ростовской и Волгоградской областях. Активно развивается производство на Украине. Собственные центры дизайна и мерчендайзинга находятся не только в России, но и в Стамбуле, Шанхае, Сан-Паулу, Чикаго, Вьетнаме, Лос-Анджелесе, Сеуле и Токио. Производство оснащено новейшим оборудованием, позволяющим выпускать ежегодно более 37 млн. изделий в год.

Традиционно считается, что детская одежда менее подвержена колебаниям в экономике, чем одежда для взрослых. Родители не стремятся сокращать расходы семейного бюджета за счет детей, и каждому ребенку требуется новая одежда по мере его роста и взросления. В целом рынок будет расти в среднесрочной перспективе.

Приоритетный рост отечественного производства может быть достигнут в сегментах одежды для новорожденных, функционального белья, чулочно-носочной группы, трикотажа и постельного белья.

Объем рынка детской обуви в 2012 году составлял 60910 млн. рублей, доля отечественного производства составила 6501 млн. рублей, что составляет 10,7 процента. Необходимо отметить, что цены на обувь отечественного производства ниже импортного товара, в связи с чем расчетная доля может быть завышена.

Рынок детской обуви растет со скоростью 10 процентов в год. Как и весь рынок, сегмент детской обуви растет за счет общих факторов (рождаемость, рост доходов, климатические особенности) и за счет роста культуры потребления. По данным Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, в мире покупается в среднем 1,9 пары обуви на одного человека в год. В Соединенных Штатах Америки этот показатель составляет 6,5 пары, в Европе - 3,8-4,5 пары, в Юго-Восточной Азии - от 0,7 пары, в Индии до 2, в России - 1,35 пары обуви. Этот показатель для России ниже среднего мирового и потребление обуви в нашей стране обгоняет только страны Юго-Восточной Азии. Азиатская обувная экспансия является мировой тенденцией. Объем производства обуви во всем мире составляет 13,5 млрд. пар. Почти все ведущие мировые обувные производители находятся в странах Азии, а крупнейшим в мире экспортером текстильных товаров и обуви уже много лет является Китай, в котором производится каждая вторая пара изделий обувной промышленности. В Европе изготавливают всего 1,2 млрд. пар обуви, из которых 900 млн. пар - в Западной Европе и около 300 млн. пар - в Восточной Европе. В сегменте обуви среднего и высокого класса мировым лидером считается итальянская обувная промышленность, а итальянские обувщики фактически являются общепризнанными законодателями мировой обувной моды. По объему производства обуви Италия занимает 3-е место в мире после Китая и Бразилии. Российская обувная промышленность производит около 0,3 процента мирового производства обуви.

Рынок детской обуви можно сегментировать по следующим ценовым сегментам:

низкий (до 30 долларов США за пару обуви);

средний (30-120 долларов США);

высокий (свыше 120 долларов США).

Низкий ценовой сегмент занимает самую значительную часть российского обувного рынка (около 50 процентов). Он представлен не только продукцией российских производителей, но и обувью, поступающей из стран Юго-Восточной Азии (в основном из Китая). По мнению аналитиков, около 80 процентов товара ввозится в Россию нелегально. Дешевая обувь реализуется в основном на вещевых рынках и в торговых точках на распродажах. В этой нише пользуется популярностью обувь и российских марок "Топ-топ", "Шалунишка" и "Фома".

Средняя ценовая ниша (около 30 процентов) представлена обувью преимущественно российских производителей, поскольку именно этот сегмент рынка дает значительный оборот от реализации. В указанном сегменте российские компании "Егорьевск-обувь" и "Антилопа Про" составляют сильную конкуренцию зарубежным производителям, поскольку в производстве своей продукции используют современный дизайн, импортные комплектующие, технологии и развивают собственные сбытовые сети. Продукция этого ценового сегмента реализуется, как правило, через специализированные обувные магазины и центры и вещевые рынки. При этом в связи с возросшей конкуренцией некоторые игроки начинают развивать более дорогую розницу. Наиболее перспективными рынками сбыта являются г.Москва и Московская область, города Санкт-Петербург, Самара, Пермь, Казань и Уфа.