О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации

Роль словарей в обеспечении предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования


- Для формирования целостной научной картины мира, общей системы научных знаний, первоначальных систематизированных представлений по отдельным наукам и для знания их крупнейших персоналий рекомендуется использовать словари: энциклопедические, исторические, отраслевые, терминологические, лингвострановедческие, топонимов, ономастики. При организации проектной деятельности рекомендуется применять также языковые словари разных видов для повышения грамотности и речевой выразительности оформления и презентации проекта, как то: толковые, синонимов, орфографические, орфоэпические, сочетаемости, грамматических и произносительных трудностей и др. При работе с особо одаренными и высокомотивированными детьми рекомендуется обращаться к отраслевым энциклопедиям и энциклопедическим словарям.

- В целях достижения более высоких результатов по предмету "русский язык" рекомендуется использовать:

- для уточнения значения слов - словари: толковые, энциклопедические, иностранных и устаревших слов, синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, лингвострановедческие;

- для саморедактирования и взаимного редактирования сочинений - словари: толковые, сочетаемости, синонимов, антонимов, паронимов;

- для составления заданий на семантически и грамматически правильное построение высказывания - словари: толковые, сочетаемости, грамматические;

- для предотвращения речевых и грамматических ошибок - словари: толковые, сочетаемости, грамматических трудностей, синонимов, паронимов;

- для формирования культуры устной речи - словари: орфоэпических трудностей, ударения;

- для повышения орфографической грамотности - словари: орфографические;

- для развития речевой выразительности, языкового чутья и "чувства слова" - словари: синонимов, антонимов, паронимов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, обратные (для формирования навыка рифмовки строк), орфоэпические, риторической терминологии;

- для совместного повышения коммуникативной и культурной компетенции - словари: толковые, лингвострановедческие, персоналий, топонимов;

- для работы с одаренными и высокомотивированными детьми - словари: юного филолога (и лингвиста), энциклопедические, идеографические;

- для повышения уровня владения русским языком у детей, для которых он не является родным, - двуязычные, лингвострановедческие словари.

- В целях достижения более высоких результатов по предмету "литература" рекомендуется использовать словари: толковые, паронимов, исторические, лингвострановедческие, устаревших слов, фразеологии и афористики, устойчивых сравнений, словари юного филолога (и литературоведа).

- В целях достижения более высоких результатов по предмету "иностранный язык" рекомендуется использовать словари: двуязычные, лингвострановедческие, энциклопедические, этимологические (для демонстрации родства слов).

- В целях достижения более высоких результатов по предмету "история" рекомендуется использовать словари: исторические, энциклопедические, этимологические.