Действующий

Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014-2020 годы

V. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Существует 3 основных варианта решения проблемы регрессивный, инерционный и интенсивный.

Регрессивный вариант предполагает, что после завершения федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы ее продолжение не предусматривается, а финансовое обеспечение соответствующих мероприятий будет осуществляться через другие действующие программы и проекты, в рамках которых предусмотрены меры, прямо или косвенно имеющие отношение к подготовке научных и научно-педагогических кадров. Регрессивный вариант предусматривает также развитие сети ведущих университетов России, которые в программах развития своих университетов будут реализовывать различные инструменты поддержки подготовки и закрепления научных и научно-педагогических кадров.

Основные риски регрессивного варианта связаны с ослаблением государственной поддержки создания, развития и воспроизводства устойчивых высококвалифицированных научных коллективов, развития кадрового научного потенциала в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а также с несистемным выделением финансовых ресурсов, дублированием и недостаточно эффективным их использованием.

Инерционный вариант предполагает реализацию в 2014-2020 годах комплекса мероприятий, аналогичных федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы, при одновременном сохранении существующей системы мер и объемов бюджетного финансирования государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, механизмов повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий в рамках иных бюджетных и внебюджетных программ и проектов.

Основное преимущество инерционного варианта заключается в отработанности механизмов реализации и мониторинга мероприятий Программы.

Основные риски инерционного варианта обусловлены снижением возможности решать актуальные задачи поддержки и воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, а также повышения результативности их научной деятельности.

Выбор этого варианта не позволит осуществить такие значимые мероприятия, как поддержка проведения научных исследований в ведущих лабораториях вузов, учреждений государственных академий наук, государственных научных центров, поддержка исследовательских проектов, стимулирующих мобильность молодых исследователей с ученой степенью, присужденной в течение 4 лет, предшествующих моменту начала участия в соответствующем проекте, а также поддержка стажировок молодых исследователей в ведущих мировых научно-образовательных центрах.

Интенсивный вариант предусматривает разработку и утверждение Программы, учитывающей опыт реализации и предварительные итоги федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы. При этом, как и в инерционном варианте, сохраняется существующая система мер и объемов финансирования за счет средств федерального бюджета государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ, создания устойчивого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий в рамках иных бюджетных и внебюджетных программ и проектов.

Основными преимуществами интенсивного варианта являются:

развитие и совершенствование механизмов государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с учетом результатов федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009-2013 годы;

координация мероприятий Программы с задачами инновационного и экономического развития страны и ее интеграцией в мировую среду;

существенный вклад Программы в решение новых задач и реализацию мер государственной политики в области образования и науки, реализацию приоритетов и механизмов развития российской экономики.

Интенсивный вариант в свою очередь предусматривает 2 сценария реализации Программы - базовый и дополнительный. Ресурсное обеспечение выбранного варианта с указанием объемов финансирования по предлагаемым сценариям указано в разделе VIII настоящей Концепции.

В настоящее время назрела необходимость смещения акцентов с массовости на результативность и адресность, дополнения системы целевых индикаторов и показателей в целях оценки достижения нового качественного уровня в результативности научной деятельности, а также повышения эффективности финансовых затрат путем отказа от неэффективных механизмов государственной поддержки, дифференциации критериев отбора и финансовых объемов поддержки отдельных ученых и научных коллективов.

Основной риск интенсивного варианта состоит в возможности возникновения бюджетных ограничений, связанных с макроэкономической нестабильностью.

Анализ совокупности преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности интенсивного варианта ее решения, который в наибольшей степени соответствует реализации Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.