Благодаря реализуемому в последние годы комплексу мер по поддержке научных и научно-педагогических кадров в рамках федеральных целевых программ, системы исследовательских грантов и других проектов удалось практически преодолеть тенденцию неуклонного снижения численности занятых в секторе исследований и разработок.
Острую актуальность приобретает проблема соответствия квалификации научных и научно-педагогических кадров России современному мировому уровню, что непосредственно отражается на конкурентоспособности организаций сектора исследований и разработок, в том числе российских университетов, в проводимых научных исследованиях и получаемых результатах.
Осуществляемое преимущественно за счет средств федерального бюджета развитие приборной базы научных исследований не подкрепляется в достаточном объеме подготовленными высококвалифицированными кадрами, способными эффективно использовать возможности современного исследовательского оборудования, которое с течением времени морально устаревает.
Сформировать устойчивую широкую профессиональную среду для вовлечения, развития и закрепления молодых научных и научно-педагогических кадров не позволяет дефицит дееспособных и результативных научных и научно-образовательных структурных подразделений организаций сектора исследований и разработок, в том числе в перспективных научных областях и по актуальным научным проблемам, где российская наука недостаточно конкурентоспособна. Осуществление в рамках Программы поддержки исследовательских проектов наиболее успешных научных коллективов, ведущих научных и научно-образовательных структур обеспечит в среднесрочной перспективе стабильное воспроизводство квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.
Отсутствие программно-целевого метода решения проблем, предусмотренных Программой, не позволит обеспечить динамику позитивных изменений, соответствующую темпам социально-экономических преобразований, развитию производственного сектора, интеграции экономики России в мировую экономическую систему, и приведет к дефициту высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, невосполнимому за счет внутренних источников.
Зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов от финансовой помощи из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, недостаточно высокий уровень ориентированности регионов и муниципальных образований на воспроизводство научных и научно-педагогических кадров, сконцентрированных преимущественно в организациях предпринимательского сектора науки и организациях государственного сектора науки с федеральным подчинением, в целом не позволяют считать расходы региональных и местных бюджетов значительно влияющими на воспроизводство и развитие научных и научно-педагогических кадров.